40 лет импровизации.
«Дни джаза» в Архангельске

Сборник интервью к 100-летию российского джаза и к 40-летию фестиваля «Дни джаза» в Архангельске


Джазовые диалоги
Архангельск

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» — так назывался первый российский джазовый ансамбль, вышедший на сцену ГИТИС в Москве 1 октября 1922 года. В этот день 100 лет назад родился российский джаз.

Через 60 лет в Архангельске открылся первый джазовый фестиваль «Дни джаза», движимый неутомимым Владимиром Резицким. Как бы ни относиться к бравурным церемониалам, официозным речам и юбилеям, столь не свойственным для свободной джазовой жизни, 2022 год — вдвойне юбилейный: 100 лет джазу российскому и 40 лет архангельскому. Хотя справедливости ради надо сказать, что архангельский джаз начался задолго до 1982 года — в довоенных 30-х годах с джаз-бандов кинотеатров, ресторанов и, конечно, оркестра «Интерклуба» (клуба для иностранных моряков) — главного поставщика «последних писков моды». Но фестиваль «Дни джаза» и группа «Архангельск» настолько уверенно вписали Архангельск в джазовую карту мира, что нам показалось вполне логичным взять именно эту дату за точку отсчёта в разговоре о феномене архангельского джаза. Мы не претендуем на историческое исследование, архангельский джаз — это не винтаж, не пыльные пластинки из комода, он жив и прекрасно себя чувствует благодаря кипучей деятельности Тима Дорофеева и его коллег. Эта книга похожа, скорее, на большой стол, за которым собрались друзья из разных городов и стран, чтобы поговорить о джазе и о том, как он способен «брать города».

Чтобы избежать сухих музыковедческих рассуждений, мы решили дать слово основным «действующим лицам и исполнителям», все 40 лет создававшим историю архангельского джаза. Несмотря на то что каждая встреча — это интервью, то бишь диалог, а не монолог, мы постарались сохранить речь и стиль каждого из героев нашего повествования. Особенно интересно следить за тем, как по-разному отвечают наши герои на одни и те же вопросы, по-своему расставляя акценты, выбирая авторскую оптику. Возможно, при сопоставлении данных, мест действия, дат и формы одежды вы заметите нестыковки, но что поделать, именно так наши герои запомнили бурные и очень яркие события своей джазовой жизни, важнейшей частью которой стал Архангельск — самый северный из джазовых и самый джазовый из северных городов России.

Евгений Тенетов,
джазовый собеседник



Оглавление
Владимир Резицкий
Владимир Туров
Вячеслав Ганелин
Елена Сергиевская
Лео Фейгин
Сергей Летов
Владимир Тарасов
Андрей Кондаков
Алексей Круглов
Олег Юданов
Константин Седовин
Тим Дорофеев

Редактор-составитель Евгений Тенетов
Дизайн и вёрстка Антон Зубов
Подготовка к печати Александр Култышев
Корректор Ольга Попова

В книге использованы фото:
Николая Блохина, Виктора Мананкова, Сергея Пермиловского, Александра Забрина, Гришы Аншукова, Павла Корбута, Андрея Ткаченко, Ивана Митюшёва, Ольги Золотухиной, Антона Зубова, Павла Пастушенко;
из личных архивов Сергея Летова,
Тима Дорофеева, Елены Сергиевской, Владимира Турова;
из коллекции Северного морского музея
На обложке картина Александра Кожина «Северный ветер»