Константин Седовин

Беседовал: Евгений Тенетов.
Фото: Виктор Мананков, Гриша Аншуков
Для меня джаз начался в Архангельске и с «Архангельска»

Константин Седовин в 1980–1990-е годы был участником легендарной джаз-группы «Архангельск» и по опросу джазовых критиков признан одним из лучших джазовых вокалистов СССР. Оригинальный тембр его голоса невозможно спутать ни с чем, особенно, когда он импровизирует. В последнее время Седовин активно использует флейту и перкуссию, что добавляет особого обаяния и эмоций. Уже несколько лет Константин Седовин живёт в Сочи, но продолжает активно сотрудничать с архангельскими музыкантами.



Константин Седовин, конец 
1980-х гг.

Константин, когда ты впервые услышал джаз?

Это был 1979 или 1980-е годы, когда я впервые услышал джаз от группы «Архангельск» Владимира Резицкого, так что в моём случае джаз начался в Архангельске и с «Архангельска».

Когда началось твоё участие в джаз-группе «Архангельск»?

Непосредственно моё сотрудничество с группой началось в 1983 году. Владимир Резицкий пригласил меня войти в постоянный состав «Архангельска». Получается, я сотрудничал с джаз-группой «Архангельск» в её «золотой» период — 10 лет. Благодаря этому я был участником десятков ярких проектов, это многочисленные концерты, гастроли и джазовые фестивали в России, Европе и даже Японии. Мне посчастливилось с такими потрясающими музыкантами, как Анатолий Вапиров, Леонид и Николай Винцкевичи, Аркадий Шилклопер, Аркадий Кириченко, Сергей Старостин, Алексей Подымкин, Леонид Пташка, Игорь Бутман, Ольга Пирагс, Витас Лабутис, Игорь Иванушкин, Алексей Круглов, Валентина Пономарёва и много других прекрасных имён. Кроме живых выступлений на самых разных концертных площадках, в клубах, фестивалях, я в составе джаз-группы «Архангельск» участвовал в записи «Документа», состоящего из четырёх компакт-дисков. Эта запись была сделана в Швейцарии, в Цюрихе, на фестивале советского авангарда в 1988 году. Ещё один живой альбом — “Jazz Group Archangel live in Japan”. Это запись с концертов из турне по Японии, изданная в 1992 году. Есть пластинки с моим участием, не связанные с творчеством «Архангельска», например компакт-диск “Love is here Arkhangelsk jazz friends”, записанный в 2007 году в Ярославле. Запись с фестиваля в Варне “Varna Summer” 2016 года, когда мы выступали с Арт-ансамблем Тима Дорофеева в Болгарии. И, собственно, альбом «На Солнечном исходе» Арт-ансамбля Тима Дорофеева, изданный в Москве на лейбле ArtBeat.

Ты всегда был вокалистом с флейтой, как Иэн Андерсон из Jethro Tull?

Почти! (Смеётся.) На флейте я стал играть в 1985 году, тогда я уже два года был в составе джаз-группы «Архангельск». Эту идею мне подал Владимир Резицкий. Теперь я ещё иногда подключаю перкуссию.

Каким тебе запомнился Резицкий?

Владимир Резицкий был очень яркой и непредсказуемой личностью, сильным духом человеком и настоящим художником. Мы никогда не знали, какая идея придёт ему в голову, какой поворот примет его творческая мысль. Он жил искусством на все 100 процентов.

Наиболее яркие воспоминания о джаз-фесте?

Фестиваль «Дни джаза» с первых дней стал одним из самых ярких событий не только для Архангельска, этот фестиваль стал известен далеко за пределами России. На фестивале выступали потрясающие музыканты со всего мира. Приехать в Архангельск на фестиваль считалось престижным. Это был единственный в СССР, а потом в России джазовый фестиваль, где так ярко и разнообразно была представлена палитра импровизационной джазовой музыки.

Ярких воспоминаний о «Днях джаза» за столько лет, конечно очень много, но наиболее запоминающиеся — те годы, когда программа включала поездки на Соловецкие острова на теплоходах «Буковина» и «Татария». Такой удивительной творческой атмосферы, таких потрясающих джемов я, пожалуй, больше не встречал. Думаю, я в этом не оригинален! Наверняка все, кто участвовал в этих поездках, помнят их как одни из самых ярких событий своей творческой жизни. Резицкий прекрасно понимал, что эти «джазовые пароходы» были важнейшей «фишкой» фестиваля, которая притягивала музыкантов со всего мира.

Как ты считаешь, чем отличаются фестивали периода Резицкого и Дорофеева?

Если нужно говорить об отличиях, то главное в том, что Владимир Резицкий и Тим Дорофеев — это разные люди! (Смеётся.) Разные, но близкие по духу личности, поэтому и фестивали так же чем-то похожи, хотя они разные, но главное направление и дух один — архангельский. Резицкий считал своей миссией продвижение авангардного джаза, Тим Дорофеев считает, что необходимо делать фестиваль с более широкой палитрой стилей и направлений, только два критерия должны оставаться неизменными — высокое исполнительское качество и экспериментальный творческий подход.

Что значили и значат джазовые фестивали для Архангельска?

Для любого города наличие такого яркого и влиятельного фестиваля — это подарок. Важно только, чтобы власти правильно это поняли, поддерживали проект и продвигали фестиваль как туристический проект. Для горожан всегда это был и остаётся праздник музыки, творчества и свободы. В мире есть множество примеров, когда музыкальные, театральные или кинофестивали становятся городскими брендами, по которым их знают в мире: Авиньон, Монтрё, их множество.

Два критерия должны оставаться неизменными — высокое исполнительское качество и экспериментальный творческий подход