Алексей Круглов

Беседовал: Евгений Тенетов.
Фото: Виктор Мананков, Павел Корбут, Андрей Ткаченко
В Архангельске я сразу нашёл друзей

Алексей Круглов — яркий новоджазовый музыкант нашего времени. Его творческий диапазон столь широк, что трудно чётко сказать, в чём он наиболее преуспел: перформансы, литературно-музыкальные спектакли, работа в театре в качестве актёра, записи альбомов, концерты… Круглов — мультиинструменталист, но саксофон — его главный инструмент, и владеет он им виртуозно. Манеру его игры часто сравнивают со стилем Чекасина и Резицкого, главных саксофонистов российского джазового авангарда. Алексей много и с удовольствием выступает на архангельских джазовых фестивалях и сотрудничает с архангельскими музыкантами.



Яак Соояар и
Алексей Круглов в клубе Алексея Козлова,
Москва, 2013 г.

Алексей, расскажите, когда вы впервые оказались в Архангельске, когда вы впервые вышли на архангельскую сцену?

Это было в декабре 2003 года. Игорь Гаврилов меня пригласил сыграть в составе квартета ярославского пианиста Андрея Мартыненко на концерте в АГКЦ, который был посвящён памяти Владимира Резицкого. Помню, мы играли музыку Телониуса Монка. В концерте я сыграл и сольно на саксофоне, посвятив пьесу памяти Владимира. Помню, как публика очень тепло приветствовала меня. Те зимние дни, проведённые в Архангельске, стали особым событием для меня. Здесь я сразу нашёл друзей, взаимопонимание, окунулся в очень близкую мне творческую атмосферу. С тех пор сначала Владимир Туров, а потом и Тим Дорофеев стали приглашать меня регулярно. С 2003 года по сей день я каждый год приезжаю в Архангельск (а порой и несколько раз в году) и безмерно счастлив быть в этом наполненном творческой свободой городе. Архангельск стал для меня вторым домом.

Какое место в вашей музыкальной биографии занимает архангельский джаз-фестиваль?

Всегда с нетерпением жду фестиваля в Архангельске, где встречаю старых друзей и знакомых, потрясающую публику, всегда необыкновенно тепло принимающую нас. Архангельский фестиваль очень важен для меня. Благодаря Тиму у меня есть возможность представлять здесь абсолютно разные проекты. 

Только в последнее время нам удалось выступить с моими эстонскими друзьями (квартетом Круглова-Соояара), показать перформанс, посвящённый Владимиру Высоцкому с моей группой «Круглый Бенд», сыграть в одном из самых дорогих для меня составов — в трио с легендарными Вячеславом Ганелиным и Олегом Юдановым, выступить с проектами Владимира Тарасова, например, с его музыкой для биг-бенда, когда на сцену вышел оркестр «Круглый Бенд», создать несколько проектов с Арт-ансамблем Тима Дорофеева. Всего не перечислить. Каждый год дарит что-то новое. И это дарит ощущение тепла и творческого счастья.


Владимир Тарасов и 
Алексей Круглов,
2017 г.

Как вам кажется, в чём главные отличия архангельского феста от других джазовых фестивалей страны? В чём его изюминка?

Каждый фестиваль имеет свою изюминку. Архангельский фестиваль обладает особой душевной атмосферой, отсутствием жанровых границ, он открыт любым творческим проявлениям и экспериментам. И конечно же — люди, те, кто работает, помогает фестивалю. Им особый поклон за их путь, поистине великое дело в развитии такого уникального арт-форума. Здесь есть ощущение коллектива, братства, идеи Владимира Резицкого живы и наполняют всех, кто вовлечён в творческий процесс, здесь есть взаимосвязь поколений. Когда я выхожу на сцену в АГЦК, то чувствую, будто сам Резицкий стоит рядом и поддерживает меня.

Повлияли ли на вашу манеру игры или, возможно, на вашу музыкальную культуру архангельские авангардисты — группа «Архангельск», Владимир Резицкий, Владимир Тарасов, Олег Юданов?

Конечно. Не думаю, что они повлияли только лишь на манеру игры на саксофоне, здесь вопрос шире — общение и сотрудничество с такими выдающимися музыкантами и личностями обогащает всесторонне, влияя на творческий метод, художественное видение, мировоззрение. Между прочим, с самим Резицким я не был знаком. Так получилось. Не встретились. Но мой знакомый басист Сергей Шуранов, который играл в первом составе моей группы «Круглый Бенд» (по иронии судьбы он и придумал название нашего ансамбля), говорил мне о том, как он играет с Резицким. Это было в 1999 году, они сотрудничали в Москве. Он красочно рассказывал о приёмах Резицкого, о его особой манере игры. Те разговоры меня очень воодушевили на поиск нового.


Вячеслав Ганелин, Алексей Круглов и
Олег Юданов, в клубе ДОМ, 
Москва, 2017 г.

Вы много работаете с архангельскими музыкантами, расскажите об этих проектах.

Об этом я могу говорить долго, и была б моя воля, я бы посвятил целую книгу этому важному направлению в моей жизни. Конечно, особый человек на архангельской земле для меня — это Олег Юданов. Планета, которую нам всем ещё предстоит долго открывать. Мой друг и соратник. Каких у нас только не было с ним проектов — наше трио со Славой Ганелиным, о котором я упомянул, концерты с Семёном Набатовым, Франком Гратковски, Гебхардом Ульманном, Альмут Кюне, Кэролин Хьюм, Полом Мэйем, ансамблем VocColours в рамках фестиваля Leo Records, перформансы по Дмитрию Пригову, Николаю Гумилёву, сотрудничество с художником Олегом Кудряшовым и многие-многие коллаборации! Мы издали огромное количество дисков, много где играли. Это один из близких людей в жизни, кто понимает меня без слов. Я счастлив, что живу в одно время с таким потрясающим человеком, для меня большая честь выходить с ним на одну сцену! Вообще, Архангельск подарил мне много замечательных мгновений сотрудничества — с Владимиром Тарасовом мы играем как инструментальную музыку, так и в проектах с поэтами, в частности, есть у нас и дуэтная программа на мои стихи, Тим Дорофеев, который всегда открыт любым идеям, музыканты джаз-группы «Архангельск», Екатерина Зорина — о каждом из них я бы рассказывал без остановки с большим почтением и благодарностью.

Идеи Владимира Резицкого живы и наполняют всех, кто вовлечён в творческий процесс, здесь есть взаимосвязь поколений. Когда я выхожу на сцену в АГЦК, то чувствую, будто сам Резицкий стоит рядом и поддерживает меня