Сергей Летов

Беседовал Евгений Тенетов.
Фото: из архива Сергея Летова
Архангельск был столицей новаторства и эксперимента в СССР

Сергей Летов — один из самых известных новоджазовых саксофонистов в России. Невозможно перечислить все арт-проекты, перформансы и хеппенинги, в которых он принимал участие. Помимо собственных проектов ТРИ«О» и «Сакс-мафия», он сотрудничал с «Поп-механикой» Сергея Курёхина, «Аквариумом», ДДТ, «Гражданской обороной», Валентиной Пономарёвой и бесчисленным множеством других артистов. Летов пишет музыку для кино и спектаклей, много работает за границей, выступает с лекциями. С начала 1980-х годов Сергей Летов — постоянный участник джазовых фестивалей в Архангельске.



Сергей Летов на «Днях джаза» в Архангельске, 1987 г.

Сергей, когда и при каких обстоятельствах вы впервые оказались на фестивале «Дни джаза» в Архангельске?

Меня пригласили выступить на фестивале в 1986 или 1987 году — не помню точно — с моим ансамблем ТРИ«О». Вследствие того что его участник Аркадий Шилклопер тогда был плотно занят в оркестре Большого театра и был на гастролях за рубежом, мы с Аркадием Кириченко приехали только вдвоём. Мы выступили на том фестивале с пианистом Юрием Кузнецовым и  вместе с Олегом Молокоедовым. К сожалению, обоих уже нет в живых…

Расскажите о ваших впечатлениях о фестивале,  какое место он занимал на музыкальной карте СССР?

«Дни джаза» были единственным фестивалем фри-джазовой, экспериментальной, творческой направленности в РСФСР. Все остальные джазовые фестивали в России были вполне традиционалистскими, включая и «Осенние ритмы» в Ленинграде. В каком-то смысле Архангельск в СССР был российской столицей фри-джаза, столицей новаторства и эксперимента.  В республиках Прибалтики в то же время складываются единственные конкуренты: фестиваль в Риге Vasaras Ritmi («Ритмы лета») и в Пярну, Эстония — Pärnu Jazz. ТРИ«О» там выступали с 1986 года регулярно.


Владимир Резицкий, 
Сергей Летов и
Аркадий Кириченко

В каких фестивалях в Архангельске вы принимали участие и с какими проектами?

О! Много раз… В 1988 году мы всё-таки доехали на фестиваль «Дни джаза» полным составом ТРИ«О» с Аркадием Шилклопером и после фестиваля совершили поездку на теплоходе на Соловецкие острова — с концертом и джемом. Аркадий даже играл, стоя в лодке, на одном из озёр архипелага.

В 1990 году на «Дни джаза» ТРИ«О» привезли с собой тувинскую певицу Сайнхо Намчылак. Это было одно из её первых выступлений на джазовых фестивалях, может быть, второе — после фестиваля «Джаз и фольклор» в Абакане. А ТРИ«О» — уже в другом составе: с Аркадием Кириченко и Александром Александровым (фагот), заменившим Аркадия Шилклопера. Владимир Петрович Резицкий тогда обратил внимание на нашу певицу Сайнхо и сделал ей предложение о сотрудничестве. Из Архангельска вместе с группой «Архангельск» мы перелетели в Вильнюс — на вильнюсский джаз-фестиваль.

В 90-м, кажется, группа «Архангельск» предоставила нам, ТРИ«О», теплоход, и мы вместе с французскими художниками путешествовали по Северной Двине с концертами и видеосъёмками аж до Котласа. Оттуда на судне на подводных крыльях отправились в Великий Устюг. Сама группа «Архангельск» в это время была за рубежом на гастролях.

В октябре 1995 года на фестиваль в Архангельск я приехал с русско-­украинским проектом — радикальным трио, в котором принимали участие киевлянин Александр Нестеров (MIDI-гитара) и львовский саксофонист Юрий Яремчук. Солисткой группы на сей раз была знаменитая певица Валентина Пономарёва.

Следующий приезд был уже незадолго до смерти Владимира Петровича Резицкого — опять ТРИ«О», но уже с Юрием Парфёновым и Александром Александровым. Мы также отправились на Соловки после фестиваля, но попали на обратном пути в шторм и чуть не погибли. Спасло нас то, что на судне находилась опять же Валентина Пономарёва, незадолго до этого давшая концерт в Северодвинске. Концерт назывался почти пророчески — «А напоследок я скажу», по названию знаменитого романса из фильма «Жестокий романс». Валентина Дмитриевна связалась по рации с директором судостроительного завода в Северодвинске («Севмаш»), и, несмотря на наличие на судне иностранцев-музыкантов из дальнего зарубежья — Японии, Германии, — нам разрешили зайти в гавань Северодвинска.

После смерти Резицкого на фестиваль «Апрельские тезисы» меня приглашал уже Владимир Туров. Выступал я тогда с междугородним-международным саксофонным квартетом «Сакс-мафия». В «Сакс-мафии» играли Эдуард Сивков (баритон-саксофон, альт), Николай Рубанов (бас-кларнет, бас-саксофон, сопрано-саксофон) и уже упомянутый Юрий Яремчук (тенор и сопрано-саксофоны).

Ну и в мой последний приезд на фестиваль, уже организованный Тимом Дорофеевым, я был с международным фри-джазовым квартетом в составе Клауса Кугеля (Германия, ударные), Джона Дайкмана (США, саксофоны), Рауля ван дер Вейде (Голландия).

И конечно, я много раз приезжал в Архангельск с концертами соло, с музыкальным сопровождением немого кино, с совместными выступлениями с ансамблем Тима Дорофеева. Конечно, «Колесо», архангельская картинная галерея… Надеюсь приехать в этом году в Малые Корелы летом с новым этно-проектом.

Как складывались ваши личные и творческие отношения с Владимиром Резицким и джаз-группой «Архангельск»?

Я впервые побывал на концерте джаз-группы «Архангельск» в Москве в 1980 году. Был потрясён и с тех пор старался не пропускать ни одного их выступления. Владимир Петрович Резицкий, с его очень яркой современной техникой игры на саксофоне, стал для меня образцом для подражания на долгие годы. Я считаю, что в СССР ему как саксофонисту не было равных! Для меня была большая честь участвовать в фестивалях в Архангельске, куда он приглашал коллективы с моим участием. Конечно, случались у нас и размолвки — у Владимира Петровича был довольно резкий характер, он не терпел критики. Но спустя какое-то время после ссоры он сам пришёл как-то ко мне в гримёрку с коньяком… Последнее наше совместное выступление состоялось в Доме Ханжонкова в Москве, на мероприятии памяти Сергея Курёхина. Мы ведь играли вместе. Однажды я уговорил принять участие в «Поп-механике», проходившей в зале Двенадцати коллегий на Васильевском острове — в ленинградском университете, — одновременно Анатолия Вапирова и Владимира Петровича! В 2004 году я написал «Поминальные заметки о Владимире Петровиче Резицком (1944–2001), подлинной легенде российского джаза». Они опубликованы на сайте «Специального радио» specialradio.ru.

Следите ли вы теперь за архангельским джазовым фестивалем?

Конечно! Знаю, что попасть в состав участников непросто, зато очень престижно!

У Владимира Петровича был довольно резкий характер, он не терпел критики. Но спустя какое-то время после ссоры он сам пришёл как-то ко мне в гримёрку с коньяком…