Елена Сергиевская

Беседовал Евгений Тенетов.
Фото Гриши Аншукова, Александра Забрина, Ольги Золотухиной и из архива Елены Сергиевской
В моём планинге всегда записан следующий архангельский джаз-фест

Елена Сергиевская — музыковед, педагог, журналист. Родилась в Архангельске, окончила ДМШ № 1, с отличием — Архангельское музыкальное училище и Горьковскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки. С самого начала джазовых фестивалей в Архангельске была ведущей концертов, много сотрудничала и дружила с Владимиром Резицким. Автор книги «Музыка: секреты и секретики». Сейчас Елена Сергиевская работает редактором Издательского дома «Арт Волхонка» (Москва). Но творческая связь с Архангельском не прерывается — она неизменно ведёт концерты фестиваля «Дни джаза».



Архангельский
джаз-клуб, 1983 г.

Сейчас часто говорят: «Архангельск — джазовый город». Так было всегда? Откуда берёт истоки архангельский джаз?

Если иметь в виду «Архангельск — джазовый город» как бренд, то, конечно, это целиком и полностью заслуга Владимира Резицкого. Именно его энергия и конкретные дела — джазовое отделение в программах кафе «Золотица», лекции-концерты, создание джаз-клуба и фестиваля «Дни джаза» — дали мощный толчок. Но нельзя забывать и о музыкантах более старшего поколения, игравших традиционную джазовую музыку, к примеру, в оркестрах кинотеатров перед началом сеансов. И очень важен вектор, устремлённый в будущее — без музыкантов, продолживших дело Резицкого, публика очень быстро бы всё забыла. А на сегодняшний день радует то, что архангельская джазовая аудитория насчитывает уже несколько поколений наших верных друзей и поклонников.

Как вам кажется, почему именно свободный импровизационный джаз стал визитной карточкой Архангельска?

И опять-таки именно Владимир Резицкий с его авангардным джазовым стилем тому причина. Невероятно свободный человек, избравший способом своего высказывания фри-джаз, страстно хотел, чтобы и его земляки услышали, прониклись и познали эту высшую степень интеллектуальной и художественной свободы.

↑ 
Первая лекция

Когда и при каких обстоятельствах вы впервые оказались на фестивале «Дни джаза» в Архангельске?

Ещё до первого фестиваля я, молодой музыковед, преподаватель музыкального училища, много выступала с лекциями о музыке, вступительными словами к филармоническим концертам, вела радио- и телепрограммы. Темой моего консерваторского исследования была академическая музыка ХХ века, но пока что не джаз. И вот по совместной инициативе Владимира Резицкого и заведующего оркестровым отделением музыкального училища Бориса Ивановича Парышева меня попросили провести лекцию-концерт о джазе на сцене Архангельскоого музыкального училища. Парышев подарил мне тогда спецвыпуск журнала «Америка», целиком посвящённый истории джаза — этот журнал, зачитанный до дыр, до сих пор у меня. Джаз-группа «Архангельск» сделала программу музыкальных иллюстраций — блюз, госпел, диксиленд и далее по исторической шкале. Я рассказывала, предварительно прочитав гору литературы, прослушав часы и часы музыки, долго беседуя с Володей Резицким. Зал был полон и с энтузиазмом принял эту программу.

С этих дней джаз занимает огромное пространство моей профессиональной деятельности и вообще жизни. Затем — участие в совете джаз-клуба, подготовка, а потом и проведение первого фестиваля, выход на сцену в роли его ведущей. И так на много лет.


Архангельский джаз в 80-е

Расскажите о ваших впечатлениях о фестивале, какое место он занимал на музыкальной карте СССР?

В СССР было не так уж много джаз-фестивалей, эта музыка подвергалась упорному гонению. Архангельские «Дни джаза» «пробить» было невероятно трудно, но когда это всё-таки получилось, наш фестиваль сразу же заявил о себе как о совершенно особенном в ряду собратьев. Всё джазовое сообщество знало — в Архангельске играют именно фри-джаз.

Какие фестивали или фестивальные проекты в Архангельске вам запомнились особенно?

За многие годы я слышала на архангельской сцене огромное множество исполнителей. Выделить кого-то невероятно трудно. Но если всё-таки попытаться — Сайнхо Намчылак, ТРИ«О», Валентина Пономарёва, Владимир Тарасов, Кадри Вооранд и многие-многие другие.

Как складывались ваши личные и творческие отношения с Владимиром Резицким и джаз-группой «Архангельск»?

Это не просто отношения. Сам Владимир Резицкий во многом сформировал меня как личность своим мощным влиянием. Он был просветителем в самом высоком смысле слова, просветителем страстным и неустанным. Приучал к очень внимательному слушанию, не давал расслабиться — за кулисами стоял рядом во время концерта и каждый раз после композиции строго спрашивал: «Расскажи, что думаешь, что поняла, что почувствовала». Общими фразами и комплиментами было не отделаться, нужен был анализ. Со всеми остальными музыкантами «Архангельска» я дружила и дружу всю жизнь, с кем-то ближе. Это интереснейшие, яркие, прекрасные люди, каждый со своей изюминкой. Мои любимые!

Следите ли вы теперь за архангельским джазовым фестивалем?

В моём планинге на год вперёд записан следующий архангельский джаз-фест, и так будет продолжаться всегда.

Наш фестиваль сразу же заявил о себе как о совершенно особенном в ряду собратьев. Всё джазовое сообщество знало — в Архангельске играют именно фри-джаз