Культура

Зоя Гавшинская.
Прекрасная клоуниха

автор — Евгений Тенетов,
фото — Любовь Смирнова
В архангельском музее Изобразительных искусств состоялась большая ретроспективная выставка-бенефис известной художницы Зои Гавшинской, автора картины на нашей обложке, «Прекрасная клоуниха». На вернисаже представлены работы всех периодов ее многогранного творчества в разбеге от экспрессионизма 80-х, импрессионистстких поисков 90-х, до ироничного наива 2000-х.

Название выставки, хоть и самоиронично, однако очень точно определяет амплуа художницы — она артист заведомо несерьезный, как бы играющий, намеренно наивный, а поэтому чистый и искренний. Всю жизнь Гавшинская прожила на Русском севере, в Ярославле, потом в Архангельске, с его тяжелым свинцовым небом, ртутными переливами Двины, болотными равнинами и темными лесами, разряженными осколками зеркальных островов. «Треска и тоска». Но ее живопись разрывает, отвергает монохромность Севера. Это всегда небывало яркие, насыщенные краски, пастозный, щедрый удар кисти. Ее герои, часто лишены портретного сходства, они больше походят на тряпичных веселых кукол скоморошьего ярмарочного театра. Отсюда появилась эта «Клоуниха», она предводительница этого веселого яркого кукольного, фантастического сброда: диковинных петухов, собак, котор, баб в цветастых юбках и конечно цветов самых диковинных, не здешних, не северных, но очень нужных уставшему северному глазу. Произростает вся эта шумная цветастая компания из Писаховских сказок, мезенской росписи, переливов северного сияния. А еще она очень любит юг, и не стесняется об этом говорить.

Отсюда эта сочность, солнце, желтое как вангоговский подсолнух. Иногда кажущаяся простота композиции, цветовых и фигуративных решений ее картин обескураживает: «А что, так можно было?» А почему нет? Это же все не в заправду, это ее личное шапито, и только сама Клоуниха знает, как можно и как нельзя. Гавшинская уверена, что художник должен быть честным перед собой и делать только так как чувствует (иначе зачем это все?), а зритель обязательно это увидит, считает, оценит, поверит и уже не отпустит. Русский человек с древности привык больше доверять тряпичному Петрушке выкрикивающему свои скоморошины на рынке, чем строгому воеводе оглашающему царские указы с «Лобного места». Да, Гавшинской и доказывать ничего никому не нужно, у нее множество учеников по всему миру, десятки выставок, сотни картин. Конечно, не все ее ученики, те кто с детства ходил в ее студию или брал частные уроки стали художниками, — да этого и не нужно. Они стали хорошими людьми и этого более чем достаточно.