Шел по городу художник.
Душа Архангельска
Картины, размещенные в альбоме, сохраняют уходящий образ старого Архангельска, учат искать лучшее в городе и вместе с тем возводят приевшуюся нашему глазу картинку города в ранг волшебного, чудесного, радостного. Радость исходит от всего — от набережной, от уютных деревянных дворов, от памятников архитектуры, от уникальной портовой атмосферы города. Пейзажи, карандашные зарисовки, натюрморты, графические работы, большие полотна, выполненные в разных художественных стилях — от реализма до импрессионистической манеры. Так что ты иногда не понимаешь — это изображение дворов Парижа, Тбилиси или Архангельска? Но присмотревшись, видишь только местные, характерные детали и цвета и чувствуешь душу города.
«Шел по городу художник, архангельский художник… иногда с мольбертом, иногда с блокнотом, часто просто гуляя по знакомым улицам и отмечая те или иные поразившие его уголки города. Привлекали его архангельские улицы с деревянными мостовыми, удивляли старинные дома с балконами и эркерами, скульптурами и беседками, восхищался широтой и раздольем красавицы Северной Двины. В мастерской все эти незабываемые впечатления ложились на холст или на лист бумаги», — из предисловия к книге.
Книга разделена на главы, которые раскрывают жизнь города: «Город-порт», «Прогулка по старому городу», «Город строится», «Двина-труженица», «Набережная от моста до моста», «Яхт-клуб. Ветер. Волны. Паруса», «Будни и праздники старого города», «Архангельские дворы», «Соломбала корабельная».
В альбоме гармонично сочетаются монументальные советские сюжеты, например из главы «Город строится», где художественно зафиксированы этапы бравого строительства моста, хрущевок, и камерные сюжеты маленького человека. Их, пожалуй в альбоме даже больше. В главе «Двина-труженица» есть несколько работ, где на первом плане не океанские пароходы, а лодки, буксиры, катера и даже пароходик «Макарка», который бегал между островами, или плоты, которые шли по реке и привлекали этим зрелищем горожан. Такая же картина с обложки, Германа Кононова, — теплый вечер, улица, залитая необыкновенным светом вечерней зари, улица, горожане, одетые по моде тех лет, редкие велосипедисты — все это передает особую ауру города.
Идея издать такой альбом в музее родилась давно. Все потому, что музей обладает очень богатой коллекцией работ архангельских художников — работы, которые нас возвращают в прошлое, дарят ностальгическое настроение или будоражат фантазию. Кроме знакомых многим имен, таких как Степан Писахов, Валерий и Нелли Таргонские, Александр Позднышев, Георгий Елфимов, открываются заново забытые имена художников, например Виктор Постников, Николай Григорьевич Наговицын, Герман Кононов, Евгений Хвиюзов и другие.
Над альбомом работал коллектив авторов: Татьяна Зеленина, заведующая отделом городской художественной культуры, Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства, Людмила Паршина, сотрудник музея ИЗО, и художник, дизайнер Алексей Григорьев, а также сотрудники Архангельского краеведческого музея.
До появления фотографии и привычки современного человека «фоткать» все подряд задачу фиксировать настоящее, которое, как известно, очень быстро превращается в прошлое, выполнял художник. С каким интересом и упоением мы сейчас рассматриваем видовые фотографии Архангельска 100-летней давности! Сравниваем места, ищем знакомые здания, удивляемся тому, как поменялся город. Художник же, в отличие от «холодного» взгляда фотографа, впускает в историю себя. Неслучайно книга называется «Шел по городу художник» — это как приглашение пройтись по Архангельску вместе с художником и увидеть город его глазами, впустить в себя этот образ и посмотреть на знакомые улицы по-новому, с любовью. +