История

Кто открыл ворота в арктику?

подготовил — евгений тенетов

первая публикация в журнале «территория развития», №1 (6)

Корнелиус Де Брюин, «архангельский город», гравюра начала xviii века.
Из коллекции северного морского музея


Каких эпитетов за свою четырехсотлетнюю историю только не удостаивался Архангельск: «первый порт», «родина флота», «колыбель судостроения», «всесоюзная лесопилка» и «валютный цех страны», но, пожалуй, главный из них: «ворота в Арктику». Если мы точно знаем, что «окно в Европу» Петр прорубил в Петербурге, то кто и когда открыл в Архангельске «ворота в Арктику»?

Поморский первый след

Первое более или менее точное упоминание плаваний в арктические моря датируется 1032 годом, когда новгородский посадник на Двине Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам» (возможно, Карские Ворота или Югорский Шар). В летописи сказано, что: «Улеб иде на железнаа ворота из Новгорода и вспять мало их возвратишася, но мнози тамо погибоша». В 1136 году в устье Северной Двины основан Михайло-Архангельский монастырь. А в 1326 подписан договор «Разграничительная грамота» между Русью и Норвегией о границе на севере. Получается, к этому времени побережье Белого и Баренцева морей уже настолько активно осваивалось и норвежцами, и русскими, что пришлось определять границы. К XV веку относятся упоминания о плавании поморов на Грумант (поморское название Шпицбергена). В конце века XVI поморы уже «ходили» «Мангазейским морским ходом» в Сибирь и даже основали там город Мангазея на реке Таз. Так что если и говорить о том, кто открыл «ворота» в Арктику, так это, безусловно, архангельские поморы.

 

Первый русский порт

В 1584 году заложен город Архангельский, однако уже с середины XVI века в Холмогорах ведется активная торговля с голландцами и англичанами, а вблизи монастыря строятся многочисленные иностранные фактории. Архангельск (первоначальное название — Новохолмогорский посад до 1596 года) был спешно, или, как указано в грамоте — «наспех», построен по указу Ивана IV для обороны Поморья от шведов в период Ливонской войны. На тот момент и весь следующий XVII век Архангельск был единственным морским международным портом России. Это был период расцвета города, настоящая belle epoque. Архангельский город становится центром международной торговли, в середине века здесь работают до 30 иностранных торговых домов, а в порт приходит до 40 торговых судов в год. В разное время от архангельской торговли в государственную казну поступало около 60% всех доходов.

В самом конце XVII века Архангельский порт привлек пристальное внимание молодого царя Петра I, вдохновленного морскими успехами голландцев. Уже в первый свой приезд в 1693 году Петр основал первую в России государственную судоверфь в Архангельске на острове Соломбала. Весь период Северной войны Архангельск стал важнейшим кораблестроительным центром страны. Однако с окончанием войны верфь в Соломбале была закрыта, а внимание царя полностью переключилось на новый порт-столицу — Санкт-Петербург. Иностранная торговля в Архангельске была свернута, несмотря на недовольство купцов. В 1718 году Пётр I издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Он разрешил ввозить в город только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». Однако «государева немилость» длилась недолго, и уже при Анне Иоанновне в 1733 году строительство судов в Соломбале возобновилось. А в 1762 году императрица Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, фактически северный порт в торговых правах был уравнен с Санкт-Петербургом.

 

Серебряная Terranova

С возвращением прав Архангельску начинается интерес к нему как к базе для арктических научных экспедиций. Причем как государственных, так и частных. Считалось, что Новая Земля таит в своих недрах серебряные руды. Еще в 1720–30 годы к берегам Новой Земли ежегодно ходил мезенский кормщик Алексей Откупщиков, а в 1760 году помор-промысловик Савва Лошкин доказал, что Новая Земля — остров. В 1766 году крестьянин из деревни Шуя Яков Чиракин -сделал первое описание Маточкина Шара. Этими сведениями заинтересовался архангельский губернатор Головцын, который вместе с купцом Антоном Барминым снарядил экспедицию на шхуне «Корчмарь» во главе с поручиком Федором Розмысловым для поисков на Новой Земле серебряной руды. Кроме того, ему поручалось «в случае отсутствия льдов» «воспринять путь» в Северную Америку.

Розмыслов, Чиракин и десять поморов вышли из Архангельска 10 июля 1768 года. Вернулся Розмыслов на судне кемских промышленников только через год,  потеряв семь человек и шхуну. Вторая важная экспедиция формировалась в Архангельске в это же время. В 1765 году из Архангельска отправляется «секретная экспедиция» по проекту М. В. Ломоносова с целью обнаружения «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Ученый активно участвовал в подготовке экспедиции, но не дожил до отправления. Возглавил экспедицию Василий Чичагов. Для экспедиции в Архангельске были построены три судна, названные по именам их командиров: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев». Многие мореходные инструменты были изготовлены по проектам Ломоносова в мастерской Петербургской академии наук. Однако из-за тяжелой ледовой обстановки суда не смогли пройти дальше Шпицбергена и вернулись в Архангельск. В следующем году Чичагов повторил попытку, но снова был вынужден вернуться в порт.

В продолжение исследований Новой Земли, географических карт которой к началу XIX века так и не было изготовлено, в 1819 году из Архангельска отправляется экспедиция Андрея Лазарева на бриге «Новая Земля». Однако удалось только составить опись части западного берега южного острова.

Следующая экспедиция из Архангельска на Новую Землю была поручена лейтенанту Федору Литке. Специально для экспедиции был построен 200-тонный бриг «Новая Земля». 14 июля 1821 года бриг вышел из Архангельска. Однако результаты первой экспедиции были очень скромны. В итоге Литке совершил из Архангельска четыре экспедиции на Новую Землю, результаты которых описал в своей книге «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821–1824 годах».

Следующий важный этап по изучению Арктики тоже связан с Архангельском. Российское Морское ведомство обратило внимание на восточное побережье Новой Земли. Еще в 1829 году штурман Петр Пахтусов предложил свой проект экспедиции, однако она не состоялась из-за отсутствия финансирования. Проект удалось осуществить в 1832 году только благодаря участию архангельского купца и городского головы Вильгельма Брандта. В Арктику были снаряжены сразу две группы на корабле «Новая Земля» и шхуне «Енисей»: лейтенанту Кротову поручалось разведать морской путь к устью Енисея, а подпоручику Пахтусову — опись восточного берега Новой Земли. Экспедиция вернулась в Архангельск с отличными результатами. Петр Пахтусов был удостоен ордена Святой Анны III степени. Морское ведомство после этого снарядило вторую экспедицию к заполярному архипелагу на построенных в Соломбале судах «Кротов» и «Козаков». Четырнадцать месяцев в Арктике и множество богатейшего материала — результат второй экспедиции Пахтусова, который скончался через месяц после возвращения в Архангельск, окончательно подорвав здоровье.

В 1837 году экспедиция на судне «Кротов» во главе с академиком Карлом Бэром и Августом Циволькой отправилась из Архангельска на Новую Землю, результатом стали сборы зоологических и ботанических коллекций.

В 1826 году в Архангельске специально для экспедиции Михаила Рейнеке были построены бриг «Лапоминка» и две небольшие шхуны «№ 1» и «№ 2», специально предназначавшиеся для работ в Белом море. Результатом шестилетней работы экспедиции был труд «Атлас Белого моря и Лапландского берега».

В 1880 году Новую Землю начинают заселять, и из Архангельска налажены ежегодные пароходные рейсы на архипелаг.

XX век начинается

После удачных арктических экспедиций норвежцев Амундсена и Нансена взоры лидеров великих держав обратились на Северный полюс, и Архангельск стал базой для нескольких крупных иностранных экспедиций. В июне 1900 года из Архангельска стартовала итальянская экспедиция герцога Абруццкого на судне «Полярная звезда». Хорошо организованная и богато снаряженная, экспедиция ставила целью дойти до Земли Франца-Иосифа, организовать там базу и после зимовки на собачьих упряжках по льду достичь полюса. Однако успеха экспедиция не имела, Северный полюс итальянцами не был покорен.

В июле 1903 года американская экспедиция Фиала-Циглера на судне «Америка» загрузила в Архангельске на борт корабля 218 собак, 30 пони и взяла курс на Землю Франца-Иосифа с целью дойти до Северного полюса. Однако, экспедиция не оправдала ни потраченных средств, ни надежд финансировавшего ее миллионера Циглера. Эта экспедиция не только не выполнила главной задачи — завоевания Северного полюса, — но и не дошла даже до широты, достигнутой итальянцами.

В 1907–08 годах из Архангельска на Новую Землю отправляются две экспедиции Владимира Русанова для сбора материалов по геологии острова. Произведена опись пролива Маточкин Шар. В 1909 архангельские власти стали готовить экспедицию на Новую Землю и снова пригласили Русанова принять в ней участие в качестве геолога. 4 июля 1909 года экспедиция, состоявшая из пяти человек, вышла из Архангельска на пароходе «Королева Ольга Константиновна». На острове было обнаружены: каменный уголь, мрамор, диабаз и аспидный камень. Очень беспокоила Русанова судьба Новой Земли, он писал: «Печальная картина на русской земле, — писал Русанов. — Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы». Много внимания уделял Русанов проблемам Северного морского пути. Русанов в статье «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?» изложил план сквозного плавания через северную оконечность Новой Земли.

С конца XIX века начинается постепенное осваивание Северного морского пути как важнейшей транспортной магистрали от Архангельска до Владивостока. В 1910 году Россия начинает глобальный проект по освоению Севморпути — Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана на двух систершипах «Таймыр» и «Вайгач». Экспедиция должна была выйти из Владивостока и дойти до Архангельска, что и произошло 16 сентября 1915 года, попутно было сделано последнее в мире крупное географическое открытие — Земля Николая II (сейчас Северная Земля). Эту экспедицию часто называют «забытой», так как многие из ее участников, в том числе и начальник Борис Вилькицкий, в Гражданскую войну воевали на стороне белых и впоследствии эмигрировали. Руаль Амундсен говорил: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир!»

Летом 1912 из Архангельска выходит полярная экспедиция лейтенанта Седова на судне «Святой мученик Фока». Это была последняя попытка достигнуть Северного полюса по льду на собачьих упряжках, окончившаяся неудачей. Седов погиб, а возвращение через два года в Архангельск оставшихся в живых членов экспедиции прошло незамеченным на фоне начавшейся мировой войны.

 

Поморский первый след

Первое более или менее точное упоминание плаваний в арктические моря датируется 1032 годом, когда новгородский посадник на Двине Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам» (возможно, Карские Ворота или Югорский Шар). В летописи сказано, что: «Улеб иде на железнаа ворота из Новгорода и вспять мало их возвратишася, но мнози тамо погибоша». В 1136 году в устье Северной Двины основан Михайло-Архангельский монастырь. А в 1326 подписан договор «Разграничительная грамота» между Русью и Норвегией о границе на севере. Получается, к этому времени побережье Белого и Баренцева морей уже настолько активно осваивалось и норвежцами, и русскими, что пришлось определять границы. К XV веку относятся упоминания о плавании поморов на Грумант (поморское название Шпицбергена). В конце века XVI поморы уже «ходили» «Мангазейским морским ходом» в Сибирь и даже основали там город Мангазея на реке Таз. Так что если и говорить о том, кто открыл «ворота» в Арктику, так это, безусловно, архангельские поморы.

 

Cоветская арктика

С началом Первой мировой войны, а потом и хаоса революции и Гражданской войны об Арктике и Севморпути забывают, но ненадолго. Уже в 1920 году в связи с голодом и нехваткой хлеба в России решено доставлять продовольствие из Сибири по Карскому морю. 8 августа 1920 из Архангельска отправилась Первая транспортная экспедиция в Сибирь под начальством М. В. Николаева (Первая Карская экспедиция), которая положила начало систематическим плаваниям на западном участке Севморпути.

В 1921 году в Архангельске создан Полярный научно-исследовательский институт (ПЛАВМОРНИН) с научным судном «Персей».

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути с отделением в Архангельске, которому было поручено хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива.

Героический период освоения Арктики тесно связан с именем коренного помора, архангельского капитана Владимира Воронина. В 1920-е он участвовал в Первой и Второй Карских экспедициях. В 1928 году как капитан «Георгия Седова» Воронин участвовал в поисках экипажа потерпевшего аварию итальянского дирижабля «Италия» экспедиции Нобиле. В 1929 году «Георгий Седов» отправился в экспедицию, которой было поручено водрузить над Землей Франца-Иосифа государственный флаг СССР и основать там метеорологическую станцию. Экспедицию возглавлял ученый Отто Шмидт. Эта экспедиция установила мировой рекорд, достигнув 82-го градуса северной широты. Были проведены важные научные исследования.

А в следующем году экспедицией на «Георгии Седове» были открыты и нанесены на карту острова Шмидта, Визе, Воронина, Седова и многие другие.

В 1932 году для сквозного прохождения Севморпути на Дальний Восток за одну навигацию был выбран ледокольный пароход «Александр Сибиряков», начальником экспедиции назначен О. Ю. Шмидт, а капитаном — В. И. Воронин. Экспедиция прошла удачно, а Воронин награжден орденом Ленина. Следующей громкой экспедицией Воронина стала эпопея челюскинцев. «Челюскин», мало приспособленный к плаванию в арктических условиях, попал в тяжелые льды. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. За спасением «челюскинцев» наблюдала вся страна. Позднее под водительством В. И. Воронина ходили ледоколы «Ермак», «И. Сталин», китобойная флотилия «Слава», на которой знаменитый полярник был капитаном-директором.

В годы Второй мировой войны Архангельск становится центром приема стратегических грузов союзников по программе ленд-лиз так называемых Арктических конвоев. Это особая героическая и трагическая страница жизни военной Арктики.

 

Традиции живы

После войны, с развитием Мурманска как незамерзающего порта, который становится базой атомного ледокольного флота, Архангельск теряет позиции главного арктического порта страны. Однако архангельский порт и Северное морское пароходство продолжают развиваться и достигают небывалого расцвета в 1970–1980-е годы. Сегодня традиции военно-морского кораблестроения продолжают судостроители Северодвинска: ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» и другие предприятия, входящие в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Северный Арктический федеральный университет запустил проект «Плавучий университет» на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». Из Архангельска ходит в арктические рейсы легендарный «Михаил Сомов». В Архангельске размещается офис национального парка «Русская Арктика» и функционирует ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Сегодня роль Архангельска в изучении и освоении Арктики невозможно переоценить: более 300 арктических экспедиций, сотни имен героев-полярников навсегда вписаны в историю города. +