История

Белый пароход на Двине.
110 лет пароходу «Гоголь»

подготовлено по материалам книги «„Н.В.Гоголь“. Из века в век».
авторы: А.С. Бобрецов и В.Ф. Кологриев
фото: Олег Комиссаров, АО ЦС «Звездочка»

В этом году один из главных символов Архангельска пароход «Н.В.Гоголь» отметил 110-й день рождения. Этот колесник — единственный в россии из пароходов такого типа, исправно работающих каждую навигацию. Не случайно он так популярен! Его снимают в кино, на нем катаются коронованные особы, министры, звезды и, конечно, все, кто хочет полюбоваться первым морским портом россии с реки, да еще и с борта старинного колесника. Впечатления на всю жизнь!

Самое начало

Северная Двина — главная дорога на север, артерия, соединявшая важнейший порт Архангельск с Центральной Россией. В конце XIX века на Северной Двине работали суда 15 пароходств, лидером среди них было Северное пароходное общество «Котлас–Архангельск–Мурман», учрежденное в 1898 году. В распоряжении общества имелось 12 пароходов, 55 барж и 20 мелких судов. Основной бизнес — доставка из Котласа в Архангельск сибирского хлеба, поступавшего по построенной железной дороге Пермь — Вятка — Котлас. Однако, общество осуществляло и пассажирские перевозки. Первые пассажирские пароходы (а первый пароход на Северной Двине появился еще в 1858 году) были несовершенны и некомфортны. В начале ХХ века собственниками пароходства было принято решение построить несколько современных пассажирских колесных пароходов. Сказано — сделано. 


Механизм, который безукоризненно работает 110 лет!


Весной 1911 года представители Северного пароходного общества осмотрели построенные Сормовским заводом пароходы «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (будущий «Желябов»). Пароходы были построены по последнему слову техники. Пар вырабатывали два огнетрубных пролетных паровых котла, работавших на дровах (40 куб. м в сутки). Главные паровые машины тройного расширения, установленные на строящихся пароходах, также были изготовлены на Сормовском заводе. Это машины тройного расширения пара с золотниковым приводом Джоя. Диаметры каждого из трех цилиндров: высокого давления — 380 мм, среднего — 610 мм, низкого давления — 1030 мм. Ход поршня — 1070 мм. Работая на бортовые гребные колеса, машина могла развивать мощность до 500 л. с.

Из Нижнего Новгорода на Северную Двину пароходы перегонялись по рекам Волге, Шексне, по Северо-Двинской системе через Кубенское озеро и по реке Сухоне. Так как шлюзы Северо-Двинской системы не позволяли пройти судам, они были рассоединены на три части: носовую, среднюю и кормовую. Сборка пароходов происходила в Михайловских мастерских в Великом Устюге.

Речной ковчег с буфетом

В том же 1911 году пароход «Н. В. Гоголь» начал свою первую навигацию на линии Вологда — Архангельск. После 1 июля, по мере спада воды, он работал на линии Устюг — Котлас — Архангельск, а затем Котлас — Архангельск. «Н. В. Гоголь» пользовался завидным спросом у северян, так как для пассажиров был предусмотрен большой комплекс удобств: имелись библиотека, хороший буфет с большим ассортиментом блюд и напитков. В меню значились: марешаль из дичи, шнельклопс, маседуан из французских фруктов и другое. Пассажиры для вызова официанта и горничной в каюту могли воспользоваться звонком. К их услугам были ванна, постельное белье. Конечно, эти услуги касались, прежде всего, наиболее состоятельных пассажиров, ехавших первым и вторым классом. На верхнюю палубу допускались пассажиры только именно этих классов. А на корме был оборудован «скотный двор», где крестьяне перевозили коров, коз и лошадей.

В 1917 году в России случились сразу две революции подряд, эти события, конечно отразились на всех сторонах жизни общества. В 1918 году «Н. В. Гоголь», «Генерал Кондратенко» и другие пароходы Северного пароходного общества были национализированы советской властью. А 2 августа 1918 года в Архангельске произошел контрреволюционный переворот, в город вошли войска Антанты. Началась новая страница в истории парохода «Н. В. Гоголь». Пароход большевики успели угнать по Двине на юг губернии, где он стал одним из судов красной Северо-Двинской флотилии. Из воспоминаний бывшего помощника капитана парохода С. М. Полозкова: «В августе и начале сентября (1918 года) сухопутные части и флотилия, руководимые Павлином Виноградовым, вели наступательные бои за устье Ваги. Появилось много раненых. Наш пароход превратился в плавучий госпиталь… А 9 сентября мы провожали Павлина Виноградова в последний путь. Наше судно стояло тогда в Чамове. Приняв гроб с останками героя на борт „Н. В. Гоголя“, я получил приказ следовать в Вологду. Однако из-за отсутствия вех и бакенов на Сухоне приказ был отменен. Гроб сняли с парохода в Котласе, а оттуда по железной дороге отправили в Петроград». В дальнейшем пароход «Н. В. Гоголь» продолжал использоваться как госпитальное судно VI армии». В мае 1920 года, после того как красные вошли в Архангельск, пароход был переведен в Великий Устюг и поставлен на ремонт, а в 1921 году он снова вышел на линию Архангельск — Вологда, перевозил грузы и пассажиров.

Новый-старый пароход

Осенью 1939 года, на 28-м году жизни, пароход решили поставить на капитальный ремонт, в ходе которого у него заменили корпус. Пароход был удлинен, котлы и машину перенесли в новый корпус, а старый был временно использован под гостиницу в Котласе. За проведение качественного ремонта механик парохода «Н. В. Гоголь» А. П. Базанов был награжден орденом Красной Звезды. Все военные годы экипаж парохода достойно нес трудовую вахту. В 1942 году экипаж судна объявил себя фронтовым, добиваясь безусловного перевыполнения всех планов и обязательств. В 1943 году «Н. В. Гоголь» три месяца держал переходящий вымпел Наркомречфлота и пять раз заносился на доску почета. После Победы «Н. В. Гоголь» ходил по линии Котлас — Архангельск, перевозя пассажиров и различные грузы: муку, сахар, картофель, рыбу и многое другое. Капитаном парохода с 1937 по 1951 год был знаменитый на Севере судоводитель Андриан Петрович Вологин, который проплавал на судах 36 лет. В начале 50-х годов паровые котлы «Н. В. Гоголя» были переведены на мазут.

«Гоголь» должен жить!

Повсеместно заканчивалась эпоха пара, старые пароходы отправлялись на металлолом, как говорят моряки: «на иголки». Такая же участь могла постигнуть и «Гоголя», но в 1972 году пароход приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка» для организации отдыха сотрудников. Благодаря этому решению руководства предприятия мы сейчас отмечаем 110-летний юбилей уникального парохода. В 1990-е годы вопрос о судьбе «Гоголя» снова возникает. Из-за острого экономического кризиса, поразившего все отрасли экономики России, в нелегкой финансовой ситуации оказалось и предприятие «Звездочка». А содержание такого парохода, как «Н. В. Гоголь», требует значительных средств. Однако, понимая значение, которое пароход «Н. В. Гоголь» имеет для отдыха работников предприятия и его уникальность как памятника истории отечественной техники, который просто нельзя потерять, директор «Звездочки» Н. Я. Калистратов при поддержке председателя профсоюзного комитета М. А. Гмырина в 1994 году принял мудрое решение о сохранении парохода.

Украшение двины

Во время очередного ремонта тщательно, в неприкосновенности сохранена паровая машина парохода, та самая, которую изготовили и поставили на него в далеком 1911 году сормовские корабелы. Сейчас можно только восхищаться ее конструкцией, высочайшим качеством изготовления. Только задумайтесь: механизм, который безукоризненно работает 110 лет! В этом есть, конечно, заслуга и судоремонтников «Звездочки», обеспечивающих ремонт и содержание парохода на очень высоком уровне. Постановлением главы администрации Архангельской области от 14 июля 1998 года пароход «Н. В. Гоголь» объявлен памятником истории областного значения.

Начавшийся XXI век не убавил значения парохода «Н. В. Гоголь» как транспортного средства, туристско-экскурсионного судна и плавучей базы отдыха. Наоборот, когда он, сверкая белизной надстроек, привычно выходит на рейд города Архангельска, его вид на фоне набережной и океанских лайнеров по-прежнему наполняет сердце восторгом и особой гордостью.

Сегодня круизами по Северной Двине на знаменитом пароходе «Н. В. Гоголь» эксклюзивно занимается архангельская туристско-экскурсионная компания «Помор-Тур». +


Круиз «На просторах Северной Двины» 

Архангельск–Брин–Наволок–Новинки–Архангельск

с 15 июля по 18 июля (4 дня/3 ночи)

Во время круиза вы увидите:

Архангельск — первый морской порт России, прекрасный старинный город на берегу Северной Двины, который является не только культурно-исторической Столицей Поморья, но и воротами в Арктику

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, которому в 2020 году исполнилось 500 лет со дня основания;

Холмогоры — родину великого русского ученого М. В. Ломоносова;

И, конечно, полюбуетесь белыми ночами!

Стоимость от 37 000 руб./чел.

График прогулочных рейсов по Северной Двине

Июнь

12 июня: 14:00—16:00, 18:00—20:00
20 июня: 18:00—20:00
26 июня: 14:00—16:00, 18:00—20:00
27 июня: 14:00—16:00, 18:00—20:00

Июль 

01 июля: 20:00—22:00
10 июля: 14:00—16:00, 18:00—20:00
13 июля: 20:00—22:00
18 июля: 18:00—20:00
24 июля: 14:00—16:00, 20:00—22:00
25 июля: 10:00—12:00, 19:00—21:00
31 июля: 20:00—22:00 

Август

5 августа: 19:00—21:00
7 августа: 14:00—16:00, 18:00—20:00
15 августа: 14:00—16:00, 18:00—20:00
21 августа: 14:00—16:00, 18:00—20:00
29 августа: 14:00—16:00, 18:00—20:00

Сентября

04 сентября: 14:00—16:00, 17:00—19:00
12 сентября: 13:00—15:00, 17:00—19:00
18 сентября: 13:00—15:00, 17:00—19:00
26 сентября: 13:00—15:00, 17:00—19:00

Стоимость прогулки

взрослый — 1250 руб./чел., 
дети с 7 до 12 лет — 950 руб./чел., 
дети от 2 до 6 лет — 600 руб./чел., 
дети до 2-х лет — бесплатно


Туристско-экскурсионная компания «Помор-Тур». 

РТО 011909
Архангельск, 
Чумбарова-Лучинского, 49
Тел./факс: 65-33-10, 21-40-40
E-mail: pomortur08@yandex.ru
www.pomor-tur.ru