А царь-то не настоящий!
В.В. Лисниченко
«Царь Ероха»,
Издательские
проекты, 2015
Вся российская история — это история раскола. Раскола на Запад и Восток. Русь раскалывали и будоражили княжеские усобицы, ордынское иго, кровавые встряски и перезагрузки Ивана Грозного, Смутное время, поставившее вопрос о существовании страны и, наконец, реформы царя Петра Первого, которые из патриархальной державы восточно-византийского типа Русское царство превратили в Российскую империю европейского стиля. Петровские реформы — это тот глобальный исторический водораздел, который, безусловно, не только поменял вектор развития страны, но и определил новую ментальность русского народа. Именно от этих реформ и от самой личности Петра Первого ведут отсчет все последующие властители страны, включая Сталина и Путина. Именно Петр задал авторитарный государственнический стиль правления, именно он, «Великий Отец Отечества», определил модель поведения российских лидеров — сильный модернист, обладающий не только всей полнотой реальной власти, но и «великим знанием», куда и как должна идти страна и какие жертвы должны быть принесены.
Это совершенно не традиционный взгляд на личность царя-реформатора
Иллюстрации к книге
«Пётр Первый. Благо или зло для России?»
Евгений Анисимов,
«Пётр Первый. Благо
или зло для России?»,
НЛО, 2017
Петровская революция навсегда разделила российское общество на западников и славянофилов, и эта борьба не угасает по сей день. Интеллектуалы не прекращают споры, то выступая адвокатами, то занимая место обвинителя. Как отличить реальность от мифа, факт от лубка? Вот, например две книги, пытающиеся раскрыть этот дуализм российской истории, анализируя противоречивую личность Петра Первого.
Валерий Лисниченко, доцент кафедры физики и инженерной защиты среды института судостроения и морской арктической техники (филиал САФУ в Северодвинске), кандидат педагогических наук, написал книгу «Царь Ероха». Это совершенно не традиционный взгляд на личность царя-реформатора. Вот хотя бы отрывок: «Через кровь, кнут палача, рваные ноздри „реформировал“ царь Россию по западному образцу. Мы склонны полагать, что не просто по западному образцу, но и во многом по западным готовым инструкциям, зачастую совершенно не адаптированным к российской специфике». По мнению авторов (Лисниченко написал книгу вместе с женой Натальей), Петр Первый просто пешка в большой игре западных держав, которые путем коварных интриг, воспользовавшись слабостью и шаткостью положения молодого Петра, в сущности, захватили власть в России, и с тех пор страна стала фактически управляться Западом, а личность Петра обожествляться. Авторы предлагают следующую версию развития исторических событий: Пётр Первый пришёл к власти в результате государственного заговора, разрушил великую и процветающую страну — допетровскую Россию — и оставил после своей смерти хаос, парализованную казнокрадством и коррупцией государственную машину, голод, массовое обнищание населения, упадок торговли и промыслов.
Кстати, ход петровских реформ и преобразований рассматривается через призму отношений Петра Первого к населению Русского Севера. У нас, в Архангельске, всегда было неоднозначное отношение к Петру. С одной стороны, вроде бы основал здесь флот, построил первые корабли, а с другой — после закладки Петербурга наложил на торговлю через Архангельск вето и закрыл Соломбальскую верфь.
История Петровского правления и преобразований — это история дуализма (в этом смысле российский двуглавый орел очень символичен). Вот эту дуальность личности царя и, как следствие, самой России проанализировал другой историк, известный специалист по петровским реформам, доктор исторических наук, профессор и научный руководитель департамента истории НИУ ВШЭ (Петербургский филиал), профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Евгений Анисимов. Он написал книгу «Петр первый. Благо или зло для России?», в которой он как бы раздваивается и пытается привести аргументы, оправдывающие деятельность Петра и ее осуждающие. «Как в шахматной партии, которую разыгрываешь сам с собой, в обеих позициях я старался играть без поддавков, отстаивая каждую точку зрения с максимальной честностью, серьезностью и всей доступной мне аргументацией. Когда я читал лекцию на эту тему, то в роли почитателя я надевал шляпу, а выступая от лица критика, недоброжелателя, снимал ее…» — пишет в предисловии Анисимов.
Две эти книги задают новый дискурс о личности Петра Первого, актуальность и интерес к которому не угасает, а только растет. Прочитав их, мы, возможно, получим ответы на главные мучающие российского человека вопросы: почему мы такие? Кто мы? Куда мы идем?