Интервью

Виктория Пьер-Мари. Блюзовый луч в попсовом царстве

Авторы: Татьяна Михеева, Дарина Егорова, Анастасия Маслова Фото — Гриша Аншуков
В этом году в 17-м фестивале «Архангельск Блюз» приняла участие известная джазовая и блюзовая исполнительница и участница знаменитых мировых мюзиклов Виктория Пьер-Мари. Виктория рассказала нам о предпосылках своей сценической карьеры, о создании своей модной мастерской, а также поделилась секретами своего отдыха и хорошего настроения.

Виктория Пьер-Мари, певица, актриса театра и кино, режиссёр-постановщик шоу-программ, продюсер. Звезда мировых мюзиклов “Chicago”, “We will rock you”. Обладатель ордена кавалера искусств, обладатель двух золотых медалей на чемпионате мира по искусствам в Лос-Анджелесе, преподаватель высшей школы вокала.


Виктория, вы сегодня выступаете в театре драмы. 
Это, наверное, непривычная площадка для блюзового музыканта?

Для артиста нет непривычной площадки, учитывая, что сам жанр блюза зарождался в полях, там, где нет никаких площадок. Это вокальные холлеры, которые исполняли мои предки, начиная еще с рабовладельческих времен.

А как вы считаете, что общего между театром и блюзом?

Между терминами «театр» и «блюз» нет ничего общего, но между понятием театра, где есть сцена и зритель, и блюзом, одним из легендарных жанров, есть. Блюз, как и джаз, это вторая классика, которая принята и понята во всем мире, и это один из лучших жанров, который миру подарила Америка.

У вас всегда такие яркие, запоминающиеся образы для выступлений. Как вы их выбираете?

Образы мы выбираем посредством интуиции. А вообще, у меня есть мастерская по пошиву концертной одежды, у нас есть и художники, и дизайнеры, которые разрабатывают общий образ для всего коллектива, для нашего «Пьер-Мари бенда». Помимо того я много лет была солисткой московского театра-варьете, где программа по смыслу была схожа с той, что показывают в Париже в «Мулен Руж». Всё было построено на визуализации: многочисленные костюмы, огромное количество пайеток, вееров, шляпок, — всё то, что мы видим на сцене «Бродвея».

У вас потрясающе сильный голос. А какой у вас характер?

Характер такой же — нордический и стойкий. Жизнь моя не была пушистой, было в ней много минорных аккордов. Певицей и музыкантом я не собиралась становиться. В 12 лет я потеряла своих родителей. Они оба были врачами. Для моего отца, мусульманина по вероисповеданию, быть артистом было комильфо. Но родители мои в один день погибли в автокатастрофе, и я попала в детский дом. И из тысячи детских домов я, как лотерейным шариком, попала в тот, где была музыкальная школа. Более того, там был духовой детский оркестр, куда меня определили играть на тубе. Среди тридцати парней я была одной, тридцать первой, девочкой. Так мне прозвище и дали, называли по номеру. Со временем номер из «Тридцать первого» превратился в «Первый», у меня оказалась прочная музыкальная фактура.

Бывает ли такое, что вы встаете не с той ноги? Что в таком случае может поднять вам настроение?

Песни, музыка. Пение — это лучший способ поднять человеку настроение. Когда вам плохо, некомфортно на душе и вы начинаете петь пусть даже самую грустную мелодию, в течение пяти-семи минут градус вашего настроения значительно поднимается. Музыка действительно обладает волшебным свойством влиять на наше настроение.

Как нужно ухаживать за голосом, чтобы он оставался таким же сильным и чарующим?

Все знают, что связки — это такие же мышцы. И все мышцы требуют тренировки. Вокальные упражнения — это и есть тренировки. Чем больше мы поем арпеджио и гаммы, тем активнее наращиваются и укрепляются связки.

Как вы отдыхаете?

Я очень люблю массовый отдых. Не терплю голые стены, уединение. Для меня отдых — это встречи с моими хорошими друзьями. Мы ходим в интересные места, желательно образовательного характера: достопримечательности, музеи, выставки. Также классика: природа, рыбалка, пикник. В Москве, где я живу, у нас есть такой обычай. Мы собираемся с подругами и устраиваем «антикризисные вечеринки». В такие дни мы уделяем друг другу внимание и посвящаем веселью весь вечер: поем песни, читаем друг другу стихи, выбираем блюда из разных кухонь мира, делаем друг другу прически, массажи, макияж. В центре внимания у нас также психологические разборы домашних проблем. После таких обсуждений мы расходимся счастливыми, становимся сильнее, увереннее, в жизни открываются новые горизонты.

Помимо музыки вы сейчас пробуете себя в fashion-индустрии. Что подтолкнуло вас выступить в роли дизайнера?

Много лет назад я снялась в сериале «Моя прекрасная няня». Там я была в кофточке, которую случайно купила в магазине. После выхода серии я попала в поле зрения «хозяйки» этой кофточки — создавшего ее дизайнера. Она оказалась из компании EVAcollection, российско-немецкого бренда для дам с формами. Дизайнер загорелась идеей пригласить меня и сделать лицом их компании. С тех пор в мою жизнь вошла мода с точки зрения подиума, я стала «пышной» моделью, задавая тонус всем женщинам, как я говорю, в ПОЛНО-ценном теле. После этого я стала знакомиться с тенденциями, тканями, расцветками и спустя два-три года организовала собственную мастерскую.

Есть ли у вашего музыкального и дизайнерского творчества какая-то миссия или цель?

У меня есть миссия как у человека и гражданина нашей страны — повышать в стране уровень культуры и образования. У меня есть орден кавалера искусств за вклад в развитие культуры. В Москве я преподаю вокал, культуру речи, сценическую речь и огромное количество разных музыкальных предметов. Через эти уроки я воспитываю учеников, езжу по городам, провожу различные мастер-классы. Как у артиста мюзикла во мне есть симбиоз амплуа: актера, певца, хореографа. На мастер-классах мы обучаем не столько вокалу, сколько душевному состоянию артиста, потому что физические данные у всех очень разные. Например, Мадонна и Утесов обладали буквально полутора октавами диапазона, однако это были личности, у которых были свое лицо и идеи в творчестве. Личность можно показать через духовную составляющую. Если певица с самым мощным голосом выходит на сцену с нищей душой, то она через эту нищету делает бедным и бледным всё, что она делает на сцене, и энергетика ее тут же передается залу, мы чувствуем что-то отталкивающее. Задача каждого артиста на сцене — наполнить свой сосуд души богатством красоты внутренней. Мы должны думать о Боге: так мы растем как гуманистические личности. Мы должны наполнить любовью свое сердце, потому что человек, неспособный любить, не способен никому ничего дать — он обречен на саморазрушение. Поэтому, выходя на сцену, отдавая свою любовь и частичку тепла людям, вы при самых скромных вокальных данных получите «обраточку» от своего зрителя.

Существует мнение, что блюз и джаз — музыка для элитарной публики. Вы согласны с этим или же считаете, что блюз и джаз — музыка для всех?

Во времена сухого закона в Америке джаз был музыкой для толстых кошельков, а толстые кошельки были далеко не у самых интеллигентных людей. Это были бандитские времена, в то время как раз зарождалась чикагская, итальянская мафия в Америке. Существовали подпольные клубы джаза, замаскированные под ритуальные услуги, куда «люди улиц» приходили послушать музыку. Музыка вообще не имеет класса. Она не относится к образованию человека, она относится исключительно к эмоциональному состоянию и способности воспринимать прекрасное. Для меня музыка — это средство выражения интеллектуальных людей. Интеллект определяет музыку, которую мы выбираем. Чем больше человек наполнен культурой и образованием, тем меньше ему хочется петь трехкопеечные блатные песни. Чем больше человек читает книги, расширяет свой кругозор, слышит, как звучит архаичная классика, тем больше ему хочется слушать более развитую музыку, каковой и является джаз. Джаз — это фундамент для многочисленных стилей, таких как фанк, соул, ритм-н-блюз, фьюжн, ар-н-би, самба, румба, босанова и других.

Что вы ожидаете от фестиваля?

Я лично ожидаю ужин! (Задорно смеется.) А если серьезно, то, выходя на сцену, я уже знаю, как закончится концерт, потому что получаю в ответ то, что приношу с собой. Если в моем сердце большое чувство любви, то оно не может не получить ответ от зрителя. Энергия — это очень мощное свойство. При помощи него мы всегда считываем друг с друга информацию. Если выходит озлобленный человек, мы уже не очень хотим с ним общаться, а если выходит человек с открытой душой, он моментально располагает. Я всегда жду каждый наш концерт, мы с музыкантами кропотливо готовимся к каждому выступлению и всегда думаем о людях: как дать им самое лучшее, что-то новое, свежее, интересное… К слову сказать, в основе нашей программе есть блок из золотых хитов отечественных композиторов, таких как Пахмутова, Рыбников, Дунаевский, Саульский и др. Созданные ими шедевры «Пьер-Мари бенд» воспроизводит в фирменном формате. Мы популяризируем наши мелодии на Западе — пусть знают нашу «Калинку-малинку».

Что вы пожелаете нашему читателю?

Окружайте себя счастливыми людьми, ­постепенно их свойства станут вашей привычкой! Будьте «в», но оставайтесь «над!» С любовью к вам, ваша Пьермаревна! +