Образование

Образованный человек защищен от фальши

Ирина Пономарева, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры в 3-й гимназии

Продолжите фразу: «Лучшее образование — это…»

Для меня образование связано с основой христианского учения. Это, конечно, про человечность и способность максимально вырасти до высоты человеческого образа.

Как вы думаете, какие навыки особенно важны в современных реалиях?

Больше всего важен навык способности учиться в принципе, доводить дело до конца, додумывать мысль, чтобы она звучала точно, филигранно, хрустально, прозрачно. Сейчас очень пригодится навык критического мышления, навык, в хорошем смысле, сомнения. А также умение общаться как с людьми, так и с информацией. Общаться на глубине. Очень важно мужественно отстаивать самые важные до основания жизни постулаты, внутреннюю свободу, благородство, право на защиту слабых. Образованный человек защищен от фальши, от обмана. Он не защищен от ошибки, потому что он живой, но он защищен от схематизированности и замкнутости идеологического взгляда на мир. Он живет не схемой. Он ищет истину каждый раз заново. Потому что ответов нет, их всегда нужно искать и помогать другим их искать, в одиночку искать невозможно.

Каковы для вас характеристики хорошего учителя сегодня?

Хороший учитель — это человек, который умеет любить: любить людей, свое дело, природу, красоту, мир вокруг. Это тот, кто умеет благодарить даже за неудачи и за боль, воспринимая все в своей жизни как подарок, как возможность вырасти, стать сильнее. Хороший учитель — это тот, кто любит учиться сам, в том числе и у своих учеников. Человек, который готов своей любовью и своими открытиями делиться, не ожидая в ответ благодарности. Это такое высокое бескорыстие. И, конечно, высокий профессионализм, как и в любой профессии — это основание.

Для вас образование — это жесткая дисциплина или удовольствие?

И то, и другое. Без усилия и дисциплины достижения образования невозможны. Потому что это тяжелый труд, иногда мучительный, иногда по-человечески почти невозможный, а иногда не имеющий явных плодов, они могут явиться только через много лет. Да, иногда это труд, в котором ты не видишь смысла. Это труд, который находится за пределами рацио сегодняшнего дня. А удовольствие — это, скорее, уже результат дисциплины ума, это эффект от общения с сообществом, с писателями, с учителями — это всегда радость и вдохновение.

Кто ваши главные учителя по жизни?

Например, мне очень дорог священник Георгий Кочетков. Благодаря его проповедям я многое открываю иначе. Елена Цезаревна Чуковская, с которой мне удалось общаться, — это пример мужества, бескорыстия, самопожертвования и служения долгу. Конечно, мои учителя — это мои друзья, мои ученики, и ими могут стать совершенно незнакомые люди, в процессе встречи с которыми происходит какое-то озарение.

Чему бы вы хотели еще научиться?

Умению слушать людей на глубине, слушать так, чтобы проникать в этой тишине в самую суть, в то, о чем они молчат, о чем они не говорят. И умению быть открытой людям и быть бережной к ним.

Как вы поддерживаете свою интеллигентность и образованность? Есть какие-то ритуалы?

Стараюсь учиться чему-то новому, читать, размышлять о том, что я вижу. Конечно, всегда ищу профессионалов в каком-либо вопросе, учусь сопоставлять. Стараюсь постоянно находиться в пространстве музыки, стихов, книг. Стихи выпрямляют. Каждый раз новое поэтическое откровение для меня очень важно. Из ритуалов, пожалуй, желание постоянно находиться в пространстве молитвы — это мое основание жизни.

Как вы думаете, мы по-прежнему делимся на лириков и физиков?

Думаю, что нет и не было никогда такого деления. Я в принципе стараюсь никогда людей не делить на группы по их мировоззрению. Скорее, для меня люди делятся на открытых к другому и закрытых к другому людей. И это, особенно в наше время, осложняет общение, диалог. Поэтому хотелось бы, чтобы мы, несмотря на разницу, искали то, что нас объединяет. +