Интервью

Надежда Михалкова: «Русские дети хотят видеть своих супергероев из сказок»

текст — Екатерина Тенетова
фото — Артём Келарев
Надежда Михалкова, актриса, продюсер, режиссер, была в жюри детской программы фестиваля arctic open. Нам удалось в перерыве между просмотрами фильмов в Архангельске поговорить с Надеждой о современном детском кино, об эстетическом воспитании детей и о том, можно ли конкурировать российскому кинематографу с голливудскими спецэффектами.

Надежда, вы в Архангельске уже два дня. Ваш киноглаз что заметил интересного? Какие впечатления?

Я пока ничего не могу сказать, потому что мы живем в гостинице напротив и ходим в кинотеатр с самого утра до вечера смотреть кино. Я пока даже не успела по улице пройтись, но у меня еще есть два дня, чтобы больше понять город.

А в будничные дни в Москве за что больше всего глаз цепляется — что вы видите и говорите: «Да, вот это красиво!»?

На самом деле в Москве тоже достаточно сложно найти исторические дома и особняки, которые еще остались в городе. К примеру, здания XIX века. Конечно, когда ты их видишь, глаз останавливается. Всю красоту делаешь себе сам, всячески пытаешься ее создать, особенно в межсезонье. Не так давно я ездила за 120 км от Москвы, дорога шла вдоль леса — это было красиво. Природа очень расслабляет.

Какой фильм в детстве у вас любимый был?

«Мэри Поппинс» и «Пеппи Длинныйчулок».

А у ваших детей?

Из-за такой скорости и изобилия всего очень сложно назвать их фавориты, но они любят «Один дома». Но вот именно из любимых у Вани — это история про Джеки Чана, а Нине из последних очень понравился фильм «Лед», первая и вторая части. Сейчас на самом деле мало детских фильмов.

А советское кино смотрят?

Периодически что-то показывают по телевидению, но их это уже не торкает. Скорее, это такая фиксация времени, когда ребенок смотрит и удивляется: о, неужели действительно так было? Если нас это может задеть за живое, то для них там показывают другой мир, не имеющий с современным ничего общего.

На Arctic Open вы в жюри фильмов для детей и юношества. Какими критериями оцениваете?

Оценка одна — захочу ли я показать это кино своим детям. Мне кажется, она самая честная.

На фестивале случились какие-то откровения?

На каждом фестивале такое бывает. Особенно когда ты смотришь в таком количестве кинокартины. Здесь действительно хорошая детская программа. Единственная сложность — есть и анимация, и документалистика, и короткий метр, и полный метр, и игровой метр. Выбрать из этого одно или два достаточно сложно, потому что неравные стартовые позиции.

Мне казалось, что взрослые всегда хотят говорить о сложном и тяжелом. Поэтому когда ты едешь на фестиваль, то предполагаешь, что это будет авторское кино, а в нем чаще всего проносится эмоция боли и страдания, нежели радости и веселья. Я готовилась к депрессивному, со смыслами, авторскому кино.

Но очень порадовалась, что, даже несмотря на то, что в каждой кинокартине поднимаются серьезные проблемы детей, там все равно есть свет в конце туннеля. Для меня это тоже очень важно, потому что я не сторонник таких фильмов, где только тьма, и ничего больше. Это масло масленое, когда и у подростка все плохо, и вокруг все плохо, и заканчивается все плохо. Я любитель такого кино, где есть ­какая-то надежда.

Где есть какой-то выход?

Кино не должно давать выход, оно вообще ничего не должно. Кинематограф развивает вкус, дает надежду, предлагает по-другому смотреть на свои проблемы, показывает, что всегда есть выбор. Я за такое кино.

Как поменялось детское кино. Успевает ли современное российское авторское кино за тем, что хотят видеть дети, видя западные коммерческие образцы?

Дело в том, что конкурировать мы не можем с технической точки зрения. У нас выходит одна громкая премьера в год. Да, это хорошо сделанная сказка со всеми спецэффектами, и она проходит на ура, потому что русские дети тоже хотят видеть своих супергероев из тех книг, что им читают в детстве.

Но больше снимать по техническим данным у нас нет возможности. Если выходит одна-две таких картины, где есть спецэффекты, звездный состав, отличный сценарий — это уже здорово.

Мы никак не можем соперничать с иностранным рынком. Они уже собаку съели на тематике супергероев. Если говорить не про фантазийные фильмы, то мы еще по старинке часто пытаемся разукрасить все цветом — сделать ярко и иногда с перебором. Или, наоборот, слишком мрачно. Мне кажется, что этот вопрос тоже временный. Но то, что я увидела на фестивале, меня порадовало — хоть там и есть проблемы детей, но картинка там не такая, что хочется повеситься, она выдержана, насыщена образами. В этом смысле, значит, мы сделали большой шаг вперед.

А такие шедевры, как у Юрия Норштейна, сейчас имеют место быть?

Мне кажется, что великое всегда найдет своего подготовленного зрителя. Если мы говорим про детей, то конечно, их всегда будет привлекать то, что ярче, то, что громче, все то, что понятнее, и желательно, как ТikТok — 20 секунд. А не то, где нужно чуть-чуть работать, включить воображение, терпение, чтобы в какой-то момент понять, о чем идет речь, а не с первой секунды тебя захлестнуло и потом выкинуло, а ты даже не понял, что произошло. Есть определенный пласт людей, который всегда был, для них важно, чтобы их ребенок смотрел более сложное и интеллектуальное кино. Конечно, такое кино должно быть. Если мы сейчас скажем, что нет места для сложных идей или сложного восприятия, то тогда мы вообще превратимся в такое Lego до 4+.

Как вы думаете, стоит ли ограничивать детей и определять, что смотреть, а что — нет? Например, разрешать смотреть только советские мультики.

Я не считаю правильным не разрешать ребенку что-то смотреть, особенно если ты не живешь где-то в лесу и тебе нужно социализироваться. Всегда то, что под запретом, интереснее, и ребенок потом в протесте, наоборот, этим увлекается.

Воспитывать вкус обязательно надо. Это могут быть не только советские фильмы, но и современные фильмы. Да, может, они говорят об этом более красочно и ярко, но здесь главное, что ребенок из этого подбирает — что такое добро и что такое зло. Но дальше ребенок всегда будет принимать решение сам. От этого никуда не денешься. Ты можешь спорить, приводить аргументы, почему тебе нравится «Гостья из будущего» больше, чем «Алиса в стране чудес» или какой-нибудь голливудский фильм. Я более чем уверена, что ребенок останется в голливудском фильме — красочном и ярком, но он будет знать, что есть одно и другое. Мы не можем соревноваться со временем, надо его как-то окутывать, обволакивать и направлять в свою пользу, но не соревноваться.

Кадр из фильма «нормальный только я» — победителя в номинациях 
«лучший фильм» и «лучший режиссер» в секции «Arctic Open — детям»

Марина Мельницкая

Заведующая педагогической частью Архангельского театра кукол,
заслуженный работник культуры РФ,
член жюри детской программы фестиваля

Для меня главный критерий качества, когда я смотрю спектакль или фильм, — это реакция зрителя. В театре я всегда на спектакле выбираю место так, чтобы были видны лица зрителей, и наблюдаю за их эмоциями. Надеюсь, так же получится и на кинофестивале. По взрослому человеку не всегда можно понять, нравится ему или нет, а у ребятенка все на лице написано, если ему скучно, он это покажет. А что такое кино, книги и спектакли? Это включение эмоций! Сейчас время, когда очень много прагматизма: многое оценивается с точки зрения выгоды. А зачем ты будешь с этим связываться? Что тебе это даст? «Что я с этого буду иметь?» — так говорит родитель, и ребенок подстраивается под эту волну. Кроме того, когда ребенок с самых малых лет подключается к чужим состояниям через сказку, историю, он учится общаться и рассуждать. По сути, что нужно для взаимодействия с людьми? Это умение поставить себя на место другого. Именно это и дает искусство, там ребенок сопереживает герою, вместе с ним проходит приключения. И, конечно, важно, чтобы в сюжете были задеты настоящие детские проблемы, чтобы ребенок увидел там себя, своих друзей, родителей. Я в этом абсолютно уверена после нашего спектакля-эксперимента «Они и мы», который основан на настоящих письмах подростков и родителей об их взаимоотношениях. Здесь такие исповеди! Это лучше любого учебника по педагогике и психологии. Я уверена, что детям в соответствии с их возрастом, конечно, нужно показывать сложные, острые, задевающие болезненные темы произведения искусства и обсуждать это с родителями. +