Интервью

Егор Москвитин: «Русское кино визуально растет иногда быстрее, чем драматургически»

Автор — Екатерина Тенетова
Фото — Артем Келарев
Кинокритик и киномодератор на фестивале — один из главных героев действа. Он помогает зрителю разобраться в сложных метафорах, направляет дискуссию и раскрывает тренды — он всегда держит руку на пульсе кинематографа. Редактор PLUS поговорила с Егором Москвитиным на кинофестивале Arctic Оpen не только о кино и сериалах, но и о самой актуальной — лечебной — задаче.

Какой фильм вас спасал, когда ваша энергия была на нуле? И вообще, может ли кино давать энергию?

Кино совершенно точно может тебя заряжать и перезаряжать, и что-то советовать бессмысленно, потому что это очень индивидуально. У меня, например, есть привычка пересматривать российский фильм «Прогулка», когда у меня есть какие-то романтические переживания, которые меня обескровливают или обессиливают. Он, мне кажется, настолько наполнен энергией любви, трепетом юности, красотой Петербурга и ожиданием чуда, что он может поставить тебя на ноги.

Когда приближается Новый год и ты чувствуешь, что очень устал, можно пересматривать какие-то старые истории с рождественским сюжетом, так называемым «святочным рассказом» внутри своей драматургической структуры. Это, например, фильм «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры. Хотя, я думаю, что и «Крепкий орешек» вполне себе рождественский, тоже может помочь.

В начале этого года, когда все переживали, я понял, что я вообще не могу смотреть кино. Но вдруг я случайно наткнулся на старые американские комедии с Томом Хэнксом и Мэг Райан. Мы стали это смотреть, и это стало помогать.

Но всё очень индивидуально. Меня мобилизует фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». Он очень страшный, грустный, жестокий, пронзительный. Он заставляет тебя задуматься о том, что ты многого в жизни недостоин, потому что ты не такой храбрый и готовый к самопожертвованию, как главный герой. С другой стороны, он мотивирует тебя стать чуть лучше. Так что если хотите какой-то радикальный толчок, то посмотрите великий фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». Это история о судьбе двух партизан, оказавшихся в немецком плену. Немножко не Мэг Райан и Том Хэнкс, но тем не менее.

В наши непростые времена для меня удивительно актуальным оказался фильм Терренса Малика «Тайная жизнь».

Кстати, это в некотором смысле новое «Восхождение». Когда выходил фильм Терренса Малика, мы сравнивали их, потому что это история австрийского фермера, который отказывается служить в рядах вермахта из религиозных соображений. За это он помещается в тюрьму, разлучается с женой и дочерьми. Сейчас будет спойлер — в итоге католическая церковь его канонизировала. Это сильнейший фильм 2020 года, очень здорово, что вы его вспомнили.

В этом году на фестивале Arctic Open много сильных работ не только по смысловой части, но и, можно сказать, по «голливудской» картинке. Это мое стороннее ощущение, или правда, есть такая тенденция в русском кино мощного развития визуального ряда и технического оснащения?

Это действительно происходит и по нескольким причинам. Во-первых, очень расширилась география съемок за счет развития инфраструктуры, когда ты можешь в любой регион поехать что-то красивое снять. Конечно, люди пользуются природными богатствами нашей страны. Во-вторых, у нас всегда был очень сильный операторский цех, еще со времен Сергея Урусевского, который снимал как оператор для Михаила Калатозова. Вот что-что, а круто снимать у нас во все времена умели. Кстати, очень многие голливудские фильмы до сих пор отдают дань уважения Урусевскому и Калатозову. Например, в голливудском фильме «Ла Ла Ленд» есть момент, когда герои падают в воду и съемка продолжается уже под водой. Это оммаж к фильму «Я — Куба» Урусевского и Калатозова, который первый придумал этот прием.

Так что снимать у нас всегда умели, сейчас еще возникла в этом необходимость, потому что все пытаются произвести впечатление картинкой, чтобы разрушить миф о том, что наше кино какое-то самодельное и недостойное конкуренции с Голливудом или Европой. Визуально мы растем, может быть, даже быстрее, чем драматургически.

Что вас потрясло в визуальном плане в последнее время?

Из показанных здесь фильмов меня потрясло, как работает с природой оператор фильма «Велга», и то, как работает с человеческими лицами оператор фильма «Император».

Если вообще говорить о российском кино и сериалах, то очень необычная стилистика, даже целая атмосфера какого-то вымышленного мира, создана в сериале «1703», который показывает Петербург городом, где никогда не всходит солнце. В сериале «Замерзшие», который представил казахстанский режиссер Адильхан Ержанов, очень красиво показана природа севера России, это какой-то скандинавский нуар на территории России. Может очень понравиться людям, которые живут в Архангельске.

К слову о сериалах. Сериалы перешли из чисто телевизионной истории на новый уровень благодаря платформам. Вы как директор фестиваля про сериалы «Пилот» точно знаете, будет ли эта тенденция усиливаться?

Да, конечно, тенденция будет усиливаться. Это связано с несколькими причинами. Одна из них — это пандемия. Еще одна причина заключается в том, что с появлением в 1999 году целой плеяды блокбастеров стало понятно, что кинотеатры теперь становятся территорией большого развлекательного кино. Вслед за «Титаником», который вышел в 1997 году, выходит «Матрица» в 1999, «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Звездные войны». Блокбастеры начинают выходить раз в неделю, и они вытесняют из кинотеатров серьезное, авторское, взрослое. Поэтому, когда мы хотим историй все-таки не подростковых, не сказочных, не развлекательных, не комиксовых, мы вынуждены идти на стриминги. И те, кто эти истории создает, именитые режиссеры вроде Стивена Спилберга или Мартина Скорсезе, тоже идут на стриминги. То есть они теперь создают истории для онлайн-кинотеатров.

А сериалы мы любим, потому что в них больше шансов получить какую-то терапию. Они точнее, чем кино с его ограниченным хронометражем, показывают преображения героев, их душевные метания, проблемы, их рост. И поскольку, мне кажется, мы ходим в кино и смотрим сериалы, чтобы увидеть, как люди решают проблемы и преображаются, то более достоверно этот процесс сегодня воплощается в сериалах. 

Мы это чувствуем и следим за героями сериалов, как за живыми людьми, как за друзьями, как за членами семьи.

Сейчас вы ждете выхода какого-то сериала или фильма?

Я очень хочу посмотреть «Сказку» Александра Сокурова, это анимация.

А есть шанс, что мы ее увидим?

Да, у нее вроде как будет прокатчик. Я даже знаю — кто, но не буду говорить. В общем, «Сказка» до нас доберется.

Еще мне интересно, что снял Ричард Линклейтер, у него тоже есть новый фильм в этом году. Очень жду еще сериальных и киношных работ Натальи Мещаниновой и Бориса Хлебникова, как-то вот умеют они заглядывать в душу.

— А что они снимали, например?

— В прошлом это режиссеры фильмов «Сердце мира» (автор — Мещанинова), «Аритмия» Хлебникова, сериалы «Обычная женщина» (тоже Хлебников), сериалы «Шторм», «Алиса не может ждать» и «Пингвины моей мамы» Мещаниновой. То есть это такие великие наши современники.

Я очень жду и очень зову всех на фильм под названием «Остров пропавших девчонок». Это американо-мексиканская картина, которая выйдет в российский прокат 19 января. Это будет мой дебют в качестве прокатчика кино. То есть я взял и решил все свои сбережения вложить в права на иностранный фильм.

Поразил меня этот фильм тем, что в нем играют три настоящие сестры четырех, восьми и десяти лет от роду. Режиссеры — их папа и мама. 

Они придумали невероятную трогательную семейную сказку о трех девочках из детдома, сестрах. Узнав, что одну из них удочерят, не захотев расставаться, они отправляются в путешествие и сбегают. Поскольку события начинаются в Калифорнии, то их ждут приключения в океане, на островах, в пещерах, с морскими котиками, с морскими львами, с какими-то креветками, кальмарами, крабами и так далее. Это напоминает мультфильм «Моана», потому что каждая из этих девочек — это абсолютно диснеевская принцесса. Это напоминает фильм «Капитан Фантастик», потому что это история семьи, которая живет совершенно по правилам таких классных дикарей. Это напоминает фильм «Королевство полной луны», потому что в этой картине много всего нежного. Того, на что можно взглянуть только тогда, когда ты взрослую трагическую историю рассказываешь устами ребенка. Всем рекомендую это кино.

Мы уже показывали его на Московском международном кинофестивале, и после показа люди плакали, во время показа смеялись. Этот фильм выйдет в новом году в прокат, но я надеюсь, что мы сможем собрать людей в Архангельске на предварительный показ в конце декабря — начале января. Может быть, даже открыть какую-то киноелку с викторинами, призами, подарками. Я сам, наверное, не приеду, но я хочу найти каких-то ребят, которые бы развивали здесь киноклуб. Я уверен, что такие есть. Так что надеюсь, что «Остров пропавших девчонок» с вами в этом году встретится.

Какие у вас впечатления от Arctic Оpen в этом году?

Мне нравится, что в этом году очень много молодых кинематографистов, которые имеют возможность показать себя здесь, замерить чувства зрителей. Мне нравится, что в программе представлены фильмы, которые не отпугивают зрителя, не разочаровывают, а очень сильно, эмоционально воздействуют на зрителя. Это хорошее, человечное кино.

Мне нравится, что я каждый раз встречаю здесь новых людей, потому что обычно на фестивалях одни и те же лица, а здесь много тех, с кем я поменялся телефонами, чего давно не было.

Мне понравилось, что в этом году нет официального жюри. Надо взвесить, хорошо ли это с точки зрения пиара, но зато это абсолютно понятная история, где все фильмы по умолчанию равны. +