Городская среда

Воображаем водоросли

Дизайнерская лаборатория вымышленной документации «Воображаемый атлас» — часть образовательной программы Мурманского многожанрового фестиваля «Инверсия», куратором которой стал архангельский визуальный художник Виктор Тяпков. «Инверсия» — это обширное и многогранное исследование северности, северного культурного (цифрового) пути и нашей северной идентичности. Финал лаборатории — выставка итоговых работ в рамках экспозиционной программы фестиваля. В этом году «Инверсия» поставила перед собой вопрос: «Могут ли творческие силы стать новой нефтью для региона?» Организаторы пробуют вычленить причины для жизни на Крайнем Севере, поняв, что теперь «завод» или «добыча полезных ископаемых» становятся все более эфемерными и теряют связь с настоящей реальностью. Северный цифровой путь, концепция «Инверсии» — переизбранная история Северного морского пути. «Воображаемый атлас» в этой новой реальности исследует тех обитателей, которые населяли старую форму — Северный морской путь, — но делает это, отталкиваясь от потребностей и надежд человека сегодняшнего. Мы поговорили с Виктором об «Атласе», дизайнерах, готовых заглянуть на соседние территории, вдохновении и шутках.
Кораллы и водоросли, Арина Серова

«Если только дизайн — ты обречен на выгорание»

Соседняя территория для дизайнера — это биология, физические явления, астрономия, история, география. Здорово, когда человек понимает, что вокруг происходит много всего любопытного, и мир, на самом деле, очень разнообразен. Человеку, работающему с визуалом, должны быть интересны не только книги, произведения искусства, но и окружающая его действительность, все то, что составляет и описывает наш мир. Искать вдохновение нужно не в чужих картинках и удачных проектах — дизайнер, который фокусируется только на дизайне, обречен на усталость.

«Как придумать, как выглядит рыба, если мы не знаем, какие процессы происходят внутри нее?»

Мы сделали каталог вымышленных кораллов, водорослей, рыб, жуков, одноклеточных и гальки. Лекции о биологии и мифах у нас читали приглашенные специалисты, а на коротких практических занятиях мы быстро входили в среду Cinema4D и многофункционального инструмента vvvv. Фольклорист и антрополог Никита Петров читал нам про мифы. Андрей Семушин, заместитель руководителя Полярного филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии, рассказывал, соответственно, про рыб. Антон Шленкин, сотрудник zerno.school, помог мне с практическими занятиями по костям, а его жена Анна прочитала лекцию про цвет.

Лягушка-черника Леры Пышенко

«Это шутки»

Это не псевдонаука и не искусство — это шутки, своеобразный юмор. Мифотворчество свойственно человеку, мы любим на него вестись. Из них, конечно, иногда получаются серьезные вещи, если вспомнить последователей теорий заговоров и антипрививочников. Мы же делали свои собственные маленькие человеческие мифы.

«Арт-терапия»

Участники лаборатории очень быстро, в игровой, смешной форме смогли освоить новые для себя цифровые инструменты. У нас, с одной стороны, получился серьезный курс о Cinema 4D, vvvv, PBR-текстурах, физике, мифах, о том, как придумывать мифических существ, которые обитают в океане, а с другой — арт-терапия, в которой ребята наделали кучу прекрасной цифровой дичи про свой внутренний мир. Все сосредоточились на себе — мы живем в довольно странное время, и эта скованность, которая присутствует в обществе, агрессия, которая копится в течение последних лет, выплеснулись в этих работах. Мы проговаривали не внешние проблемы, а внутренние, человеческие. Кто-то проговорил свои негативные эмоции через картинку, кто-то постарался пошутить.

«Жук-Наполеон»

Свобода была относительной. Одно из занятий называлось «Время жуков пришло» — по его итогам надо было сделать своего жука, который живет в голове у какого-нибудь человека. Жуков на земле в разы больше, чем млекопитающих, и, оттолкнувшись от этой мысли, мы подумали, что они должны быть настолько круты, что один из них точно жил в голове какого-нибудь полководца и оттуда им управлял. Изобразить такого жука — довольно точная задача. Свобода была только в выборе тематики — жук может жить в чьей угодно голове.

Primitiva button vermis

У нас получилась серия плакатов, посвященная одноклеточным. Тексты для этих плакатов мы делали с помощью нейросети — ребята их придумывали не сами. Зрителю будет забавно их читать, если он смеется над тем, что придумывали, к примеру, Курехин вместе с БГ. Цитата: «Рацион животного Primitiva button vermis состоит из сальных желез рук человека с помощью круглых паразитирующих помощников цепляются на поверхность жертвы срок нахождения кого от минуты до часа в зависимости от гигиены человека». Это описание бессмысленное, но его можно читать и ржать.

«Макушка на гальке»

Воображаемая галька — это камушки, которые ребята текстурировали какими-то внешними их окружающими предметами — кто-то фотографировал свою макушку и натянул ее на камень. Кто-то — что есть у него дома и вокруг него. Эти камушки так и подписаны: «моя гитара», «моя любимая пластинка». Они рассказывают про человека и представляют из себя и шутку, и совсем несмешное исследование окружающей действительности.

«USB-вход человека»

Ребята изучили инструменты, и, может быть, кто-нибудь из них начнет делать серьезное цифровое искусство. Мы старались сделать так, чтобы на итоги было интересно глядеть, и были ­каки­е-то USB-выходы для человека, чтобы он с соответствующими USB-входами в своей голове мог к нам подключиться и немножко посмеяться. Отличие лабораторий от образовательных курсов — нестабильный результат, и это мне, на самом деле, очень нравится. Интересно, что в этом котле через два месяца (лаборатория стартовала в начале декабря, а закончилась в конце января) сварится — вкусная уха или острый гаспачо?

Агрессивный, неземной, смешной

Водоросли и кораллы получились неземными и красивыми. А вот животный мир — агрессивным и опасным. Активный персонаж оказался злым. Неактивный — симпатичным. Одноклеточные получились смешными.


Мария, участница лаборатории из Архангельска:
«…»

Мы так часто сидим за гаджетами, что забываем помыть руки, и тут появляется он — примитивный кнопочный червь. Он цепляется с помощью своих круглых помощников и живет на руках человека, пока мы не задумываемся о гигиене. Странно, что он обитает на территории Белого моря, видимо, наша среда более приятна для него. Думаю, он уже распространился и на другие территории — уже ведутся исследования. Хочется пожелать людям мыть почаще руки, дабы избегать встречи с этим примитивным паразитом. +