Городская среда

Память места

Автор — Владислав Дреко, редактор паблика Вк «Архитектура и градостроительство»

Тема сохранения объектов культурного наследия в Архангельске всё чаще стала выходить на первый план. С одной стороны, такое внимание не может не радовать, ведь речь идёт о части нашей культуры, о части нашей жизни. Но вопросов от этого не становится меньше.

Тема сохранения объектов культурного наследия в Архангельске всё чаще стала выходить на первый план. С одной стороны, такое внимание не может не радовать, ведь речь идёт о части нашей культуры, о части нашей жизни. Но вопросов от этого не становится меньше.

Однако, с другой стороны, когда задумываешься над сутью происходящего, то невольно возникают вопросы о месте памятников архитектуры в современной и постоянно изменяющейся городской среде, вопросы их связанности с окружением и, как следствие, вопросы ценности, «информативности» таких объектов.

В частности, речь идёт о местоположении здания. Общеизвестна практика переноса памятников архитектуры в другие части города или воссоздание их на новых местах. Ярчайший пример тому — Чумбаровка, ставшая искусственным оазисом старого города в городе современном. Так, дом коммерческого собрания был перенесён на Чумбаровку с проспекта Троицкого, а оригинал дома Гринфельдта доживает свой век на проспекте Советских космонавтов…

Дом Гринфельдта (прежнее место)

Дом Гринфельдта

Но ведь здания возникли на своих местах не просто так — появление каждого дома в облике города имеет свою историю, своё обоснование: градостроительное, техническое, климатическое, религиозное и пр., т.е. каждое изначально связано со своим местом. Более того, с течением времени здания даже укоренялись в своём местоположении, становясь органичной частью уклада жизни людей, неотъемлемым элементом городского ландшафта, архитектурного облика. Перемещение здания на новое место разрушает эти связи, рубит исторические корни, вырывает объект из его культурного контекста. Вследствие этого теряется «информационная полезность» памятника для жителей и гостей города, становится непонятно, почему и зачем этот объект находится именно здесь.

Однако и при сохранении здания на своём месте его окружение может измениться по своему облику, по назначению, по сути. Отчасти выручает лишь ограничение высотности застройки. Тем не менее происходит тот же самый культурный разрыв: пропадает память места, разрушается историческая среда. Впрочем, при грамотной застройке могут быть и положительные стороны — разнообразие городского облика, добрососедство старого и нового, органичность и преемственность городского развития.

Дом коммерческого собрания (прежнее место)

Дом коммерческого собрания

Вот что по данному вопросу говорит президент Союза архитекторов России (2008—2016 гг.) Андрей Боков в интервью «Российской Газете»:

«Архитекторы проделали огромный путь в своём постижении города, и если в 60-е годы мы думали, что памятник — это некое здание, четыре стены, то спустя десятилетия мы пришли к убеждению, что памятник ценен постольку, поскольку он связан, сопряжён с тем, что называется средой, культурным ландшафтом. И уже совсем недавно мы поняли, что не меньшей ценностью является особая жизнь, особый организм, особая система отношений, порождающая эту среду».

Андрей Боков, Президент Союза архитекторов России

Таким образом, сохранение объектов культурного наследия — это комплексная деятельность, и она ни в коем случае не должна ограничиваться вниманием лишь к внешнему виду здания. Ведь если мы говорим о сохранении и возрождении нашей культуры, нашего самосознания, то подразумеваем жизненный уклад, именно человеческие взаимоотношения, ценности, традиции, обычаи — именно жизнедеятельность человека. Из этого следует, что при сохранении памятников нужно задумываться не только о самих зданиях, но также уделять должное внимание их окружению, органичной частью которого они являются и составляют с ним единое, неразрывное целое. Иначе — в чём же тогда смысл?+