Редактор-пост

Морская культура замри

евгений тенетов – о поисках самих себя

В правление каждого губернатора постсоветской истории Архангельск постоянно искал себя. Иными словами, пытался сформулировать региональную идентичность.

Делалось это всегда снова и по-хорошему, с умными лицами, с привлечением «специалистов», чтоб они рассказали нам, кто мы такие, чем отличаемся от других и за что нас нужно любить.

Помимо громоздких и официозных — «Ворота в Арктику», «Северный форпост страны», — были и нелепые типа «Родина Снеговика» (это наш ответ вологодскому Деду Морозу). Однако, как ни крути, получалось всегда одно — за этими словами и понятиями оказывалась глухая пустота. Как говорил герой одной классической пьесы: «по-татарски ёк, а по-русски нет ничего». А с пустотой, согласитесь, никак повзаимодействовать не получается, вот и ходим мы, днем с огнем ищем сами себя в трех соснах.

А между тем локальная идентичность наша всегда лежала на поверхности (да и сейчас лежит не тронутая). Сама суть возникновения именно в этом месте жизни человека — море, русская морская культура. Кроме всего прочего морская культура Севера — исконно русская, как промысловая, так и судостроительная. Без Белого моря и Двины не было бы ни Архангельска, ни нас с вами в этом самом месте.

Тут вы, конечно, скажете: это ты на себя одеяло тянешь, мы, дескать, знаем, что ты директор Морского музея. Где теперь твое море? На причалах судов давно нет, пароходство на ладан дышит, да и порт едва на треть своих возможностей работает. Как хотите думайте, только я совсем не про музейность и старину в стиле Шергина и не про слезы об ушедшем морском величии.

Помимо абсолютной объективности, морская тема еще и очень красивый урбанистический акцент, который, кстати, крайне позитивно воспринимается и довольно не трудно поддерживается. Ну, скажем, собрался некий архангельский бизнесмен открывать ресторан или кафе в центре города — задумайся, поиграй с региональной темой, не называй его сразу ничего не значащим иностранным словом или аббревиатурой из собственных инициалов. Да назови ты его хоть «Маяк», а можно и поглубже «Белая башня» (это старинный маяк на острове Мудьюг), интерьер и меню сработай в морском стиле, это ж дико романтично и всегда привлекательно. Да и потом, нелепость — в первом морском порте России нет ни одного кабака в морском стиле! По всей набережной практически нет кафе, не то что морских, а вообще никаких. Например, в любом приморском городке Италии, Испании, Дании, Голландии или Норвегии такое просто нельзя вообразить, там будут повсюду сети, якоря, маяки, штурвалы, лодки использованные как элементы оформления ресторанов и кафе. И, конечно, бесконечные морские сувениры, разносящие имя города по всему миру.

Идентичность, товарищи, если она уже разбазарена, замызгана, растащена по чиновничьим отчетам, надо создавать нам самим малыми делами. Если мы здесь и сейчас заново себя придумаем, то так и будем жить. И жить станет интересней. Честно.