События

Тепло дворянских гнезд

Быт, возведенный в ранг ­искусства. Во времена штампованных ­вещей и перенасыщенности дворянская культура видится оазисом уникальности. В год своего 100-­летия ­музей-заповедник «Коломенское» представил в усадебном доме Плотниковой в Архангельске камерную выставку «Тепло дворянских гнезд».

Для PLUS провели экскурсию Наталья Дроздова, куратор выставки, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности, и Дарья Эрдман, заведующая отделом русского классического искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Печные изразцы притягивают своим теплом и авторским искусством исполнения. На выставке представлена серия изразцов из Екатерининского дворца в Коломенском. Как мы знаем, сам дворец не сохранился — после пожара 1812 года его пришлось разобрать, но изразцы все же попали в коллекцию музея. Эти редкие образцы индивидуального заказа выполнены вручную и имеют уникальный дизайн. Кто знает, может, императрица Екатерина Вторая грела свои ручки об эти изразцы. Все мастера были русские, но очевидно, что они часто вдохновлялись европейским опытом. Особенно это заметно, например, в изразцах усадьбы Кусково, где мы видим отдельный тип сюжетного изразца, исполненный синей краской. Он очень отличается от типично русского изразца с растительным орнаментом. Или, например, мы можем увидеть монаха, который больше похож на францисканца, чем на православного инока.

Другой знаковый предмет любого дворянского дома — сервизы, которые в том числе раскрывают историю распространения отечественного фарфора, который появился в XVII — середине XVIII века. До этого времени в Россию привозили китайские образцы, а в 60-е годы XVIII века наши русские мастера, в частности Дмитрий Виноградов, друг и ученик Ломоносова, взялись разработать собственный рецепт фарфоровой массы, в результате  получился фарфор, который по своим качествам не уступал ни европейскому фарфору, ни азиатскому. Это настоящий феномен в русской культуре. На выставке представлен фарфор с классическим растительным орнаментом, а также две сюжетных тарелки: одна со скандинавским дизайном, дизайн второй отражает увлечение Италией в первой половине XIX века. Также в витрине можно рассмотреть детский сервиз, изготовленный в середине XIX века на императорском фарфоровом заводе: с его помощью обучались хорошим манерам и этикету в дворянском доме.

Погружают в повседневность дворянского гнезда фотографии и литографии. Например, фотографии из усадьбы Влахернское, принадлежавшей Голицыным. Они обожали свою усадьбу и заказали французским граверам сделать целую книгу с ее видами. Парковые сцены, пикники, катания на лодке — все это погружает в неспешную дворянскую среду. Это была жизнь на лоне природы, чистая гармония, к которой дворянство стремилось каждый день. +