События

Здесь ничего бы не стояло, если бы не было тебя

Так называется выставка-лабиринт по истории Архангельского молодёжного театра, которая работает в Гостиных дворах

Название выставке дала строчка из «Песенки моего друга» с альбома «Я люблю тебя, жизнь» легенды советской эстрады Марка Бернеса — её актриса Молодёжного театра Наталья Малевинская напела, когда говорила в интервью о Викторе Панове и о той роли, которую он сыграл в её лично судьбе и судьбах многих-многих пановцев.

В 2025 году театру — 50 лет. Феноменальность театра и его удивительная история заслуживают быть выраженными разными способами: через книгу «Мы сами создавали своё будущее», через фильм «Эфир», через выставку.

Выставка — плод сотрудничества театра с куратором проектов в области современного искусства Кристиной Дрягиной и московской студией «Точка дизайна». Команда театра и куратор проекта разработали концепцию выставки-лабиринта с развилками пути, а столичные архитекторы перестроили привычные выставочные пространства.

Выставка-лабиринт ведёт посетителей по истории Молодёжного театра — от самодеятельной театральной студии, основанной в 1975 году, до театра-обладателя «Золотой Маски».

Путешествие начинается в так называемой «Комнате Вити». У этой комнаты своя история, в основе которой — память о нескольких годах, которые маленький Витя Панов провёл в гипсе после того, как сломал позвоночник.

Дальше путь лежит через архив театра. Затем следуем через несколько десятилетий истории театра: девяностые-нулевые, нулевые-десятые… На расстоянии вытянутой руки — элементы сценографии или костюмов знаковых спектаклей: «Курска», «Деревянных коней», «Страстотерпцев», «Книги непокоя» и других.

Через «вчера» и «сегодня» — к «завтра». Своё видение театра и его будущего, выраженное средствами современного искусства по следам арт-резиденции в Архангельске, представляют пятеро молодых художников из четырёх городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Владикавказа.

Саша Нестёркина из Москвы работает в жанре скульптуры и объекта. Интересуясь эстетикой постапокалипсиса, она создала прекрасную люстру, которая продолжает светить, даже пережив разрушение. Аня Бёрч (Москва) занимается живописью и керамикой, экспериментируя с техникой коллажа. Художественное объединение ГУЙ из Екатеринбурга создало инсталляцию «Вглубь» для «погружения в почву для созерцания театральных мистерий будущего». 

Некоторым из объектов, созданных для выставки, тесно под крышей: они станут уличными инсталляциями в городском пространстве.

Например, Кирилл Или и Анатолий Павлов из Санкт-Петербурга сделали отсылку к фестивальным стульям, расположенным на улице Логинова. И придумали своё место для зрителя под открытым небом, где даже можно будет выбрать себе настроение дня с помощью эмодзи. Стул выполнили в инклюзивной мастерской «Простые вещи». 

Архитектор Сослан Дзатиев из Владикавказа, который выступает под псевонимом zattiaty, придумал по итогам резиденции своеобразный шатёр из золотой соломы, который вырастет на набережной, напротив Гостиных дворов, в июне.

Сама же выставка будет открыта в Гостиных дворах до 31 августа, причём весь май — бесплатно.

Выставка открывается при поддержке министерства культуры региона, фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива», акционерного общества «Финансовая корпорация Уралсиб» и Губернаторского центра Архангельской области.