Культура

«Сладко житье»

настасья чебыкина

Музей народных промыслов и ремёсел Приморья


В Музее народных промыслов и ремесел Приморья идет работа над проектом «Сладко житье», который предусматривает создание виртуальной экскурсии в форме игры, позволяющей посетителям одновременно познакомиться со сказками С.Г. Писахова и с малоизвестной историей реальной Уймы.

Проект «Сладко житье» будет реализован при поддержке специального гранта компании TUI «Россия» как победитель X открытого грантового конкурса музейных проектов благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь». Над проектом работают сотрудники Музея народных промыслов и ремесел Приморья, художник Надежда Старицына, студенты Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ под руководством преподавателя М.И. Корзиной.

Сказки Степана Писахова можно считать уникальным явлением русской литературы. Они связаны с народным искусством, но при этом оригинальны, содержат вымысел, но в них подробно отражены детали быта, характерные для поморов, их занятия, привычки и интересы. При этом реальное и фантастическое в сказках Писахова не просто сосуществуют вместе, они тесно переплетены между собой. 

Сказочные события происходят в совсем не сказочном окружении. Деревня Уйма – место действия большей части сказок С.Г. Писахова и родина главного персонажа этих произведений, балагура и выдумщика Сени Малины и его прототипа – поморского крестьянина Семена Кривоногова. Пространство вокруг Уймы также создано с топографической точностью: Архангельск и некоторые его районы (Маймакса и Соломбала), река Двина, соседние деревни – Верхне-Ладино, Глинник, Лявля и другие. Из сказок мы узнаём, что Перепилиха бегала ругаться в Жаровиху, когда обрела свой чудесный голос, можем с точностью сказать, по какой дороге Уйма шла в город на свадьбу, и где мог бы стоять апельсин.

Художественное время также легко угадывается: конец XIX – начало XX вв. На это указывает целый ряд деталей: телефон, трамвай, урядник, «инстервенты» и т. д. В некоторых сказках на художественное время есть прямые указания: «Было это в японску войну» («Мобилизация»); «…перед самой японской войной…» («Девки в небе пляшут»); «Было это в девяносто…» («Железнодорожный первопуток») и т.д.

Сказки насыщены бытовыми деталями, показывающими, как будто вымышленные события происходили в действительности. Иногда рассказчик даже приводит «доказательства», предлагая слушателю или читателю самому убедиться в правдивости истории. Так изба, которую случайно унесли гуси, вернувшись, встала на свое место «передом в задню сторону, задом на улицу. По сю пору так стоит». В финале сказки «На треске в море гуляю» Сеня Малина угощает гостя треской, которая «из того самого стада, на котором я ехал, только уже не обессудь – посолена». Рассказчик может пообещать показать гостям один из чудесных предметов – табакерку Наполеона, платок жены Мамая, светящиеся штаны, которые натерты об радугу, но предметов по какой-то причине все время не оказывается на месте: «Стой, дай вспомню, куда я ее запропастил. Не то на повети, не то на полатях? Вспомню – покажу».

Целый ряд сказок посвящен образам деревни, крестьянского дома, бытовых предметов, с которыми могут происходить всевозможные чудеса («Уйма в город на свадьбу пошла», «Баня в море», «Пляшет самовар, пляшет печка» и многие другие).

Слияние реального и фантастического в художественном пространстве проявляется в том, что реальные объекты приобретают фантастические характеристики. Сама деревня Уйма может уйти со своего места и отправиться в город на свадьбу: «Дома степенно идут, не качаются, для форсу крыши набекрень… А бани да овины, как малы робята, вперегонки» («Уйма в город на свадьбу пошла»). В другой сказке деревня, подобно летучему кораблю, может подняться над землей: «Я под Уймой в разных местах дыр навертел, а в дыры ветров натолкал. Уйму ветрами вызняло высоко над землей» («На Уйме кругом света»). При этом положение Уймы как центра сказочного мира подчеркивается ее статичностью по отношению к Земле, которая «свой ход не менят».

Еще одним центром сказочного пространства, уже внутри самой Уймы, является дом главного героя сказок и рассказчика Сени Малины (Семена Кривоногова). Образ дома также реализуется на двух уровнях: реальном и фантастическом. На реальном уровне в сказочных текстах подробно передан внешний вид и внутреннее обустройство традиционного поморского дома. На фантастическом уровне художественного пространства дом оживает, что отражает «отношение крестьян к дому как к живому существу, человеку»: «Мой дом ковды как выстанет – и все по-разному. В утрешну рань, коли взглядывать мельком, дом-то после ночи, после сна при солнышке весь расправится, вздынется да станет всяки штуки выделывать: и так и сяк повернется, а сам довольнехонек, окошками светится, улыбается» («Уйма в город на свадьбу пошла»). В сказке «Баня в море» такое отношение показано со стороны персонажа: «Тут я с баней расстался, за дверну ручку попрощался».

Интерес к поселку Уемскому сегодня вызван вниманием к сказкам Степана Писахова, поэтому возникла идея создания сказочного образа Уймы. Для этого было решено совместить исторический и фантастический образы деревни, воссоздать карту, максимально отражающую реальную географию Уймы конца XIX – начала XX вв., в рамках которой будут отражены события сказок. На карте присутствуют основные постройки, связанные с произведениями С.Г. Писахова: дом Сени Малины, дом Перепилихи (одного из центральных персонажей сказок), хозяйственные постройки (овины, лабазы…) и другие значимые сооружения.

Образ Уймы как сказочного пространства в проекте реализован на основе одноименной сказки С.Г. Писахова «Сладко житье»: «Мы домы пряниками обставили, крыши пряниками накрыли. В пряниках окошки прорубили. У пряничных домов углы, обоконники и крыши лампасьем леденцовым разноцветным облепили. Даже издали глядеть сладко». В какой-то мере образ пряничной Уймы является символичным: он олицетворяет мечту о жизни в достатке, в согласии друг с другом и с природой – буквальная иллюстрация выражения «сладкая жизнь». Уемляне дружны (несмотря на перебранки, о которых рассказчик повествует с юмором), работают «артельно». Именно благодаря этим своим характеристикам сказочная Уйма выделяется на фоне всех остальных деревень и противопоставляется городу, который лишен такой гармоничности.

Проект «Сладко житье» стал победителем X открытого грантового конкурса музейных проектов благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» и реализуется при поддержке специального гранта компании TUI «Россия».

Результатом работы сотрудников Музея народных промыслов и ремесел Приморья, художника Надежды Старицыной и группы студентов Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ под руководством преподавателя М.И. Корзиной будет игра – виртуальная экскурсия по сказочному пространству. Результаты проекта будут представлены в сентябре в рамках недели краеведческих знаний в Музее народных промыслов и ремесел Приморья. Основным действующим лицом является сам Сеня Малина, который «встречает» гостей и показывает им уемские чудеса. В процессе игры участникам нужно будет ответить на вопросы.

У игры есть два варианта сюжета – летний и зимний, которые отличаются друг от друга набором сказок и оформлением.

Персонажи и постройки в «сладкой» сказочной Уйме изображены в стиле традиционных северных пряников – козуль. При этом сказочное пространство в проекте пересекается с реальным, при помощи включения в проект исторических фотографий, в том числе изображений построек, не сохранившихся в наши дни (дом Семена Кривоногова), и исторических справок.

На данный момент в проекте представлены сказки «Как Уйма строилась», «Перепилиха», «Апельсин», «Уйма в город на свадьбу пошла», «Кабатчиха нарядилась», «Собака Розка», «Налим Малиныч», «Пирог с зубаткой», «Морожены песни», «Снежны вехи», «Морожены волки». Выбор сказок обусловлен несколькими факторами: популярностью выбранных произведений («Перепилиха»,
«Апельсин», «Морожены песни»), наличием их в школьной программе, а также присутствием в тексте сказок основных мест и персонажей, связанных непосредственно с историческими прототипами.

Сам Степан Писахов цель создания своих сказок определял так: «… я сказку плету из воспоминаний прошлого. Цель моя – дать веселую минуту и показать прошлое в настоящем виде». Таким образом, художественный мир сказок изначально можно считать построенным на единстве развлекательной и
познавательной функции.

Знакомство с творчеством С.Г. Писахова происходит уже в начальной школе, когда очень важна подача информации в занимательной форме. Проект «Сладко житье» Музея народных промыслов и ремесел Приморья позволит проводить занятия и виртуальные экскурсии по сказочной Уйме с возможностью, в лучших традициях Писахова, связать их с реальными местами и людьми. Такой подход даст возможность погрузить школьников-экскурсантов в мир сказок С.Г. Писахова, помочь понять специфику уникального художественного мира, вместе с тем развивая интерес к истории родного края.