Виктор Панов
Беседовали — Мария Плюснина и Евгений Тенетов
Фото — Гриша Аншуков, Екатерина Чащина
Совместный проект журнала plus и фьюжен-кафе terrasa
Благодарим бьюти-студию Иль де Ботэ и салон Мулен Руж за создание образа ведущей
Мария Плюснина:Виктор Петрович, почему-то вспомнилось, как когда-то вы на мой утренний эфир на городском ТВ пришли с бутылкой водки. Мы с Шемякиным тогда обалдели, конечно!.
Виктор Панов:Да, были времена! (смеются)?
Евгений Тенетов:Были и будут! Виктор Петрович, ваш текущий театральный сезон очень важен и для театра, и для вас лично. «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах», и всё же, какие планы у театра в новом сезоне?
Виктор Панов:Каждый год важен, потому что, как ни странно, у нашего театра идёт бесконечная борьба за право на жизнь. Никогда не думал, что доживу до этого, сделав такой театр. Сезон, в принципе, уже открыт. Только что вернулись из Карелии, были в Петрозаводске. Сейчас репетируем с Николаем Дрейденом, Полиной Митяшевой и Павлом Семченко «Школу для дураков» Саши Соколова, спектакль «Смерть Норвегова», по сути, это даже три спектакля. Так что посмотреть всё действо можно только за три раза. Следующая премьера будет 3 и 4 ноября: Эмиль Ажар, «Вся жизнь впереди». Ажар сейчас очень много ставится на самых актуальных площадках Европы, мы, как обычно, не отстаём!
К тому же намечается юбилей театра. В течение этих двух лет я буду устраивать бенефис каждому актёру в театре. Актёр — это главный человек в театре, если не любишь актёра, тебе нечего делать здесь! Мы обязательно восстановим первые спектакли, которые мы ставили: «Ночь после выпуска» и «Девочка Надя». Это будет такой коллаж из двух спектаклей. Мы обязательно поедем в Авиньон. Мы шесть раз там уже были. Ни один российский театр столько раз не был там.
И, конечно, два фестиваля: «Европейская весна» и Фестиваль уличных театров, который в топ-10 мероприятий страны, поэтому хотелось бы устроить юбилейный фестиваль. Все театры для фестиваля надо тщательно отбирать, для этого ездим в Москву и в Испанию. Кстати, хочется организовать театральный фестиваль для детей. Об этом я уже веду переговоры с Антоном Адасинским. Он как раз хочет этим заняться.
Тенетов:Он и в интервью нам говорил, что хочет переквалифицироваться в детского режиссёра.!
Панов:Да, так это очень важно сейчас, потому что молодому поколению надо обучаться искусству. Сегодня уровень образованности и компетентности привыкли мерить по олимпиадам, по ЕГЭ. Никогда этого не понимал и не принимал. Это абсурд, на мой взгляд!.
Продолжая тему нового: конечно же, будут премьеры. Тут же юбилей Абрамова. У нас готовятся «Деревянные кони», причём инсценировка Юрия Петровича Любимова из «Театра на Таганке». Только вот я пересмотрел сценарий, и теперь это уже абсолютно другой спектакль, но по этой инсценировке. Может, снова поставим на ноги спектакль «Раненый зверь» о Ломоносове. Не имеют право архангельские театры не ставить пьесы на такие темы…?
Тенетов:Региональная тема должна быть обязательно?
Панов:Обязательно! У меня был «Курск». Я иду по набережной и вижу девчонок, которые пускают бумажные кораблики. Я спрашиваю: «А чего вы делаете?». Они отвечают, чуть не плача: «Это в память подлодке «Курск». Я рассказал эту историю своему другу, а он написал мне сценарий по «Курску». Как не поставить пьесу, где подводная лодка, сделанная в Северодвинске, где погибло восемь наших архангельских парней??
Мария Плюснина:Виктор Петрович, вы думаете о преемственности?
Панов:Как сказал Юрий Петрович Любимов, в нашем деле продолжателей нет. Театр — это авторская вещь. Театр — это художественная идея лидера.
Мария Плюснина:Всегда хотела спросить, каким образом выбираются постановки для репертуара? Это какая-то чуйка? Или это ваше видение?
Панов:Хороший вопрос ты задала, Маша. В старое время везде была пропорция. А теперь у нас — чуйка. Сейчас у меня потрясающие режиссёры, которым я доверяю. Они предлагают несколько вариантов, я выбираю, но у меня никогда не было сомнений на счёт их решения.
Ещё существует задача: показать нашему зрителю ту драматургию, которую ему никто не показывал, показать другой язык пьесы. Зритель нуждается в защите. У нас много слабых театров, которые поднимают серьёзные темы, но не раскрывают их полностью. Культура — это не административное здание и кресло. Культура — это дух.
Мария Плюснина:Виктор Петрович, а чем закончилась эта история с проверками в театре?
Панов:Заглохло всё. Уже как год и четыре месяца.
Тенетов:Вот у вас театр — молодёжный. Как вы считаете, соответствует он названию? В чём его «молодёжность»?
Панов:Женя, этот вопрос мне задавали лет десять назад. У меня есть курс, двенадцать человек, которым 18–19 лет. Я хочу, чтобы ни один мой выпускник не работал ни в одном театре Москвы. У нас молодёжная тема, молодёжная пьеса. По сути, молодёжь знает больше, чем мы. Театр наш молод по духу. Видели, что наши актёры вытворяют на спектакле Максима Диденко? Они в бочку с огнём с высоты прыгают! Молодёжный – это всегда риск! (смеются). Я не ругаю молодёжь, она замечательная, но безразличная. Потому что человек после нажатия кнопки узнаёт всё, поэтому он перестаёт мыслить. Но зато они, как выдадут свои этюды! Они свободные люди и порой свободные от знаний, к сожалению.
Надо постоянно меняться. Надо менять привычный способ речи. Почему «Гроза» гениальный спектакль у Могучего? Потому что там поют, там оперный певец участвует. Вот в наше время всё другое должно быть! Надо ещё ставить старое, но на современное видение. Если бы я делал сейчас «На дне», то дело бы происходило на Рублёвке…
Панов:Я болею культурой. Вот мы говорим о культуре в Архангельске, а её нет! Прежде всего стоит говорить о культуре нравственной. У нас тротуаров нет, у нас газонов нет, парков нет. Это отсутствие культуры у наших руководителей. Большинство решает, что они тут поработают, а потом уедут, а нас тут оставят. Что такое «культура» в переводе с французского? Это возделывание человека. Человек должен жить в нормальной архитектуре с нормальными дорогами. Иначе говоря, он должен жить в культуре!
Что касается театральной, визуальной культуры, то она разрушается бесконечным количеством антреприз! Мне, почти столетнему человеку, неделю назад звонят и спрашивают: «Как вы относитесь к Криду? А к Тимати?» А кто это вообще такие?
Культура воспитания тоже нарушается. Наблюдал сам, как молодая пара сидит, уткнувшись в гаджеты, а ребёнок ходит вокруг, зовёт их, спрашивает что-то. Они не обращают внимания, уткнулись в айфоны.
Когда я работал в АЛТИ, и там был специальный клуб художественной самодеятельности, я руководил СТЭМ, там ещё конкурсы были, а сейчас что? Конкурсы красоты? Кто придумал их? Ребята, вы же в университете! Причём тут голые попы?!
Тенетов:Издержки свободы?
Панов:Свобода — это количество внутренних запретов.