История

Теплоход  «Коммунар». Память реки

Автор — василий абрамовский
Северный морской музей планирует открыть на старом теплоходе «Коммунар» «Музей реки». Как рядовой речной трамвайчик способен сохранить память о целой эпохе?

Северная Венеция

Город Архангельск, отсчитывающий свою историю с конца XVI столетия, раскинулся на правом и левом берегах Северной Двины, а также многочисленных островах в ее дельте. Традиционно огромную роль в жизни города и близлежащих поселений играли речные транспортные средства: карбасы, шлюпки, ялы, соймы, баржи и другие.

Ситуация кардинально изменилась в середине XIX столетия, когда император Александр II подписал устав Северо-Двинского пароходного общества, положившего начало организованному пассажирскому сообщению в Архангельске и окрестностях. Возникают частные пассажирские пароходства. Имена северных судовладельцев Макарова, Постникова, Куликова, Шарпалова, Булычева и многих других до сих пор на слуху у северян.

Первое поколение русского капитализма во второй половине XIX — начале XX века в Архангельской губернии во многом вырастало на развитии лесопильного производства, строительстве заводов, располагавшихся на берегах Двины и ее многочисленных рукавов. Это, в свою очередь, требовало организации бесперебойного сообщения между местом работы и местом проживания сотрудников лесных заводов и бирж. В самом конце XIX века в Архангельск, на левый, противоположный от заселенного, берег Северной Двины, «пришла» железная дорога. Любопытно, что вокзал конечной станции имел название «Архангельск-пристань». Действительно, выходя из вагона, пассажиры сразу оказывались на речной пристани, откуда уже на борту речного пароходика попадали на правый берег — в центр города. До введения в строй в 1964 году Железнодорожного моста именно пассажирские суда работали в режиме речного трамвайчика, практически как знаменитые вапоретто в Венеции.

До сегодняшнего дня организация речного пассажирского сообщения является важнейшим элементом городской жизни и инфраструктуры. Тысячи пассажиров ежедневно совершают челночные переезды с островов дельты Северной Двины в центр Архангельска. Значительная часть территории Архангельска находится на островах и не имеет стационарных мостов, связывающих ее с центром города, соответственно, большую часть года целиком зависит от организации пассажирских перевозок. Практически все архангелогородцы, безусловно, являются потребителями пассажирского речного транспорта. Именно это обстоятельство формирует особое, трепетное отношение к конкретным речным судам, ставшим символом городской жизни.

Поэтому с ноября 2020 года в импровизированный музейный флот Северного морского музея входит бывший пароход, впоследствии теплоход «Коммунар», переданный Архангельским речным пароходством после почти 80 лет навигации. Этот речной труженик занял свое место у 108-го музейного причала Красной пристани. К нему водят экскурсии, проводят презентации и лекции.

Цена вопроса

Как же оказалось, что, казалось бы, вполне заурядное судно теперь является своеобразным лицом Архангельска и речного порта? Почему именно ему выпала судьба стать предметом интереса музейщиков? Что такого замечательного в этом судне довоенной постройки?

В мае 2021 года Морская коллегия при Правительстве РФ предложила разработать правовой статус так называемого типа «музейного судна» для сохранения исторических судов и кораблей. Такие корабли очень популярны во всем мире. Широко известны примеры ­судов-музеев «Фрам» в Осло или «Васа» в Стокгольме, первого в мире атомного ледокола «Ленин», ледокола «Красин» в Санкт-Петербурге.

Нет необходимости говорить, насколько Архангельск нуждался в подобном музейном объекте — настоящем корабле, который можно посетить и через судьбу которого можно рассказать о речной жизни города. Ровно поэтому у причала Красной пристани и был ошвартован «Коммунар». С точки зрения многих архангелогородцев, воспринимающих его как органическую часть речного ландшафта, естественную среду обитания горожан, теплоход, казалось бы, не обладает значительной эстетической и исторической ценностью. На «Коммунаре» не совершались подвиги, из его несуществующих пушек не стреляли по врагам, на нем не покоряли Северный ­полюс, на нем не нес вахту будущий генеральный секретарь… Действительно, факт музеефикации этого судна требует некоторого обоснования.

Какие ваши доказательства?

Начиная с первого спуска на воду в предвоенном 1940 г. и до буквально последнего времени, «Коммунар» перевез в общей сложности более 10 миллионов пассажиров! Долгое время считалось, что «Коммунар» был построен, как в январе 1940 года писала «Правда Севера», «стахановцами Исакогорского судоремонтного завода». 2 июля того же года пароход отправился в свой первый рейс. С такими аргументами вроде не поспоришь!

Но по более ранним источникам известно, что как минимум в 1930-е годы на пригородной линии, соединяющей Архангельск и ближайшие окрестности, работал… пароход «Коммунар». В описаниях этого судна зафиксировано, что движение ему придавала паровая машина 1896 года постройки, изготовленная в Выборге на заводе финского инженера Ялмара Галлена. Там же был изготовлен и котел судна. Что важно, по своим техническим характеристикам тот «Коммунар» был сопоставим со стоящим ныне у 108-го причала Красной пристани! Та же мощность в 160 лошадей, примерно та же осадка в 1,85 метра при полном грузе и вместимости в 234 пассажира!

Так получилось, что в 1940 году в Исакогорке построили не новое судно с нуля, а лишь корпус, к слову, сварной, а не клепанный, как это делалось ранее, с палубными надстройками. Паровая машина же осталась от прежнего судна конца XIX века, очевидно, изначально имевшего другое название. Таким образом свое имя «Коммунар» получил от судна-донора 1896 года постройки.

«Макарка» — «Коммунар»

Окончательно все наши сомнения развеяли воспоминания Владимира Александровича Обнорского, бывшего главного инженера Исакогорских судоремонтных мастерских (сегодня «Архангельская РЭБ флота»), на которых и был построен новый корпус «Коммунара». Прототипом ему послужил пароход № 9, построенный заводом «Красная Кузница» в начале 1930-х годов. «Сохранив размеры, чертежи, конструкторская группа переработала на сварной вариант. Разработаны технология сборки и сварки, которые в период постройки строжайше соблюдались. Все листья обшивки (толщина обшивка — 6 мм) выбивались вручную на плите, зазоры по пазам и стыкам сварных швов выдерживались. Постройку вела бригада опытного котельщика Беляева, а сварку вели лучшие сварщики А. В. Колпачников, М. Ф. Резвый. Машина и котел были перенесены и установлены с буксирного парохода „Коммунар“. Постройка велась на стапеле, который был изготовлен на месте существующего электроцеха. Спуск судна производился на санях при помощи лебедки. Следует заметить, что в этот период на предприятии не было никаких грузоподъемных кранов. В 1941 году было решено построить еще один корпус по чертежам парохода „Коммунар“, установив на нем паровую машину и котел с буксирного парохода „Любезный“. Начатые работы по постройке корпуса были приостановлены в связи с гитлеровским нападением на нашу Родину. 

И только в 1944 году судно было достроено и получило название „Балхаш“. Как „Коммунар“, так и „Балхаш“ плавают до сих пор, пройдя капитальный ремонт и переоборудование под теплоходы, первыми начинают навигацию и последними завершают».

Заметим, что такой тип пассажирских судов, представителем которого является «Коммунар», был достаточно распространен в окрестностях Архангельска с начала XIX века и носил имя знаменитого купца Якова Макарова, чье наследие до сих пор является важной частью городского ландшафта. Известно, что такой тип судов в просторечии назывался «макаркой». Любопытно, что на одной из фотографий, имеющихся в фондах Северного морского музея, «Коммунар» так и подписан — «макарка „Коммунар“». Т. е. мы имеем дело с единственным сохранившимся традиционным именно для дельты Двины и архангельских окрестностей типом речного судна!

Как отмечает ветеран Северного речного флота Альберт Васильевич Орсичев, бывший в середине 1960-х капитаном «Коммунара», благодаря своей особой конструкции судно обладало прекрасными ходовыми и противоледовыми качествами. В целом навигация у этих судов длилась немыслимые в наших широтах 200 суток! Это подтверждают и имеющиеся снимки «Коммунара» 1950-х годов, рассекающего достаточно толстую шугу на Северной Двине…

Осенью 2020 года вместе с судном в Северный морской музей была передана и так называемая памятная ремонтная доска, свидетельствующая о глубокой модернизации «Коммунара», проведенной в Великом Устюге на местном судоремонтном заводе в 1962 году. Проще говоря, судно прошло капремонт. Именно тогда паровая машина, изготовленная в Выборге, была поменяна на дизельный двигатель.

Помощь идет!

Интересно, что незадолго до капремонта «Коммунар» попал в небольшую передрягу, которая могла кардинально поменять его судьбу. Как рассказывает бывший капитан тогда еще парохода «Коммунар» Виктор Иванович Коровин: «В конце октября 1957 года, закончив последний ночной рейс, выпустив всех пассажиров, я, находясь на вахте, развернул пароход и направил его для заправки каменным углем на левый берег. В те годы уже начали строительство Железнодорожного моста через Северную Двину, и велись работы, связанные с забивкой свай. В воде было много бревен, досок и разного строительного материала. В том октябре уже случались ночные заморозки, и так получилось, что одно из бревен вмерзло в лед почти вертикально. При подходе к угольному причалу я услышал небольшой удар, как будто льдина задела вскользь по правому борту. Через какое-то время забежала вахтенный матрос-женщина с криком: „Тонем!!! В трюме хлещет вода!“ Я тут же спустился в машинное отделение и увидел, что действительно поступает забортная вода. Раздумывать было некогда. Выскочил наверх и дал команду максимально быстро пришвартоваться. Прибыли к берегу. Что делать? Побежал на впереди стоящий рыбный траулер „Петропавловск“, т. к. предполагал, что на морских судах есть средства защиты от потопления. На траулере сработали оперативно! Старпом Веселков дал команду матросу Александру Сухондяевскому (знаменитому хоккеисту команды „Водник“). Мы втроем перенесли пластырь на пароход „Коммунар“ и быстро с носа, прямо с борта, завели полотно на пробоину и закрепили его. На выручку к „Коммунару“ был направлен пароход „Балхаш“. И после осмотра корпуса приняли решение о заварке пробоины. В заключении после ЧП капитана-наставника Миготина было написано, что вины вахтенного капитана в случившемся нет. Вахтенный капитан действовал технически грамотно: совместные действия с членами экипажа траулера „Петропавловск“ позволили избежать потопления поврежденного судна…» Как, улыбаясь, вспоминает Виктор Иванович: по результатам расследования его даже не лишили премии!

А «Коммунар» продолжил свои челночные путешествия по Северной Двине, перевозя пассажиров и их грузы, соединяя берега и судьбы, переживая эпохи и время. Последней навигацией судна стал 2019 год.

Именно сквозь призму истории строительства и бытования обычного речного труженика — бывшего парохода-теплохода «Коммунар» — Северный морской музей раскрывает историю речного флота Архангельска и значение Северной Двины, ее роль в судьбе города и региона.+


Северный морской музей,  
Набережная Северной Двины, 80 
Запись на экскурсии: 
(8182) 20-55-16