История

Симфония льда и воды, или что связывает Архангельск и Венецию

Исторических сюжетов, связывающих Архангельск и Италию, несколько, но мы остановимся на одном из самых ранних — начале дипломатических контактов Московского царства и Венецианской республики, которые шли не просто через Архангельск, но во многом и ради Архангельска.

Первые дипломатические миссии русских послов относятся к середине XVII века. В этот период главным и единственным морским портом, связующим Россию и Западную Европу, был Архангельский город. В 1655–1656 годах в Москве побывал посол Венеции Альберт Вимина да Ченеда. Он обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой двинуть против Османского султана донских казаков, а также разрешить венецианцам торговлю в Архангельске, как это было сделано для англичан, а потом и для голландцев. Вторую просьбу царь удовлетворил, а на первую дал уклончивый ответ. Так, начиная с 1656 года в Архангельском порту началась торговля, хотя большинство товаров венецианских купцов доставлялось на английских и голландских судах. Но на этом дипломатический диалог не прекратился.

Летом 1656 года в Венецию было отправлено специальное снаряженное посольство во главе с Иваном Чемодановым и дьяком Алексеем Постниковым. Кто же такой этот Иван Чемоданов? Симфония льда и воды, или что связывает Архангельск и Венецию Иван Иванович Чемоданов был приближен к царю Алексею Михайловичу в чинах стряпчего и стольника. Фамилия Чемоданов явно восточная, тюркского происхождения, образованная от слова «чемодан» (джумадан), пришедшего в русский язык из персидского через татарский (сундук, саква, саадак и ряд других). Возможно, род Чемодановых происходил от татарских мурз, от которых ведут свои роды многие русские дворянские фамилии. Во время Русско-польской войны в 1618 году Чемоданов достойно сражался и был за это пожалован вотчиной, став наместником Переславля-Залесского.

И 1656 году царь Московский Алексей Михайлович отправил посольство Ивана Чемоданова в Венецию с целью занять у республики денег для войны с Польским и Шведским королевствами и упрочить начавшиеся торговые отношения через Архангельск, а также реализовать взятые с собой товары. Путь посольству предстояло преодолеть неблизкий. Сначала добраться из Москвы до Архангельска, из Архангельска морем вокруг всей Европы. Получается, что Чемоданов и Постников стали первыми русскими людьми, проделавшими весь путь в Италию по морю вокруг Европы.

Нагрузив подводы тюками, коробами и сундуками, посольство выехало из Москвы 17 июля. Через месяц Чемоданов добрался до Архангельска, откуда на двух английских (или голландских) судах посольство отчалило к берегам Италии.

Путешествие длилось несколько месяцев через Гамбург, Бремен, Ирландию, вдоль берегов Франции. Только в ноябре посольство оказалось в Средиземном море. Наконец 25 ноября корабли с послами остановились на рейде в Ливорно, откуда должны были продолжать путешествие по суше. В порту выяснилось, что весь доставляемый товар оказался испорчен — сто пудов ревеня и сорок сороков соболей, оставшийся товар был тут же продан по низкой цене, а доход был потрачен на содержание самого посольства.

В честь прибытия русской миссии в Ливорно был дан салют. Через месяц двинулись далее — через Флоренцию, Феррару и Болонью, — везде встречая радушный прием.

Интересно, что во Флоренции придворным художником Медичи Джусто Сустерманом был написан портрет Ивана Чемоданова, хранящийся теперь в Палаццо Питти, в галерее Палатина. Сейчас этот портрет ценен для нас тем, что это один из первых портретов, представляющий облик русского человека середины XVII века в реалистической манере. Портрет был написан во время кратковременного пребывания (меньше недели) Чемоданова во Флоренции.

По заданию тосканского герцога Фердинанда II Медичи за каждым шагом русских дипломатов в Ливорно следили его агенты и слали ему ежедневно сообщения. Фердинанд намеревался пригласить миссию во Флоренцию для установления связей с Русским государством. Руководил слежкой Антонио Серристори. В своих сообщениях он характеризовал образ жизни, привычки, одежду русских и даже послал портрет Чемоданова, сделанный одним посредственным художником. Так и появилась идея, чтобы портрет Чемоданова повторил художник, но только более опытный и знаменитый. Таким и оказался Джусто Сустерманс (1597 — 1681) — один из лучших представителей реалистической фламандской школы живописи XVII века. Главный его шедевр — портрет Галилео Галилея, сейчас находящийся в галерее Уффици. Только зимой, 11 января, 1657 года русские посланники добрались наконец до цели — прибыли в Венецию. Торжественный прием у дожа Бертуччо Вальера состоялся 22 января. Пробыв в Венеции около девяти недель, Чемоданов не выполнил главную поставленную русским царем задачу — денег на войну Венеция не дала. Возвращение русского посольства в Москву состоялось в 1658 году снова через Архангельск. После этого сведений о дальнейшей службе Ивана Ивановича Чемоданова нет, год его смерти неизвестен.

Главным достижением дипломатической миссии Чемоданова был первый официальный межгосударственный контакт Московского царства и Венецианской республики, а для истории он оставил о своем путешествии подробный и обстоятельный «Статейный список» — отчет о проделанной работе. В этих текстах Иван Иванович Чемоданов восхищался художественными ценностями, прекрасными ландшафтами, садами и парками Италии.

Конечно, в истории взаимоотношений Архангельска и Италии есть еще несколько связующих сюжетов, и все они связаны с водой и льдом. Но об этом в следующих сериях.

Продолжение следует…

Опубликовано: 31 декабря 2024.