Север

Свобода. Стойкость. Минимализм

Екатерина Шарова, искусствовед, куратор, преподаватель

Расскажите о вашем деле?

Две профессии: искусствовед и преподаватель. Последние несколько лет я работаю с современным искусством на Севере, с вопросами идентичности, с описанием художественных процессов в регионе в ХХ и ХХI веках.


Из чего у вас формируется образ Севера?

Из детства у бабушки на Пинеге, из опыта пения в народном хоре в ДК строителей, из занятий на гуманитарном факультете ПГУ у В. Н. Матонина, Н. Бединой, из статей и лекций Н. В. Дранниковой, из музеев Архангельска, Сольвычегодска, Великого Новгорода, Кимжи, Пинеги, Абрамцево. Есть несколько песен Северного хора из реконструированного Колотиловой обряда северной свадьбы. Они настолько самобытны: тексты, мелодии, многоголосие. Именно древние песни — про посадских, столы дубовые, белы шатры, в них какие-то отголоски Древнего Новгорода. Ты будто существуешь в другом временном пласте — это все невидимо сегодня в Архангельске за рядами бетонных многоэтажек, но это тут и есть, хотя бы в языке.


Что для вас значит северная идентичность?

Свобода, стойкость. Минимализм. Кладовая аутентичной культуры.


Вы ощущаете себя северянином?

Конечно — можно выбрать, где жить, но невозможно выбрать место своего рождения. Я северянка и ею останусь.


Север — это энергия или преодоление?

И то, и другое.


Уехать или остаться?

Иметь возможность перемещаться с севера в столицы и обратно.


Север — это по любви?

Конечно.


Какие  черты вашего характера самые нордические?

Способность собрать волю в кулак в нужный момент.


Северные традиции только для сувениров или их можно использовать в жизни и быту, как?

Северная материальная культура, росписи, вышивки,  резьба были естественной частью жизни северян. Это красиво. Если создаваемые на основе традиций предметы имеют функцию, которая соответствует времени, если они юзер-ориентированы, то они будут пользоваться спросом. Проблема советского производства была в отсутствии ориентированности на спрос клиента. Короба, к примеру, нужны были в деревне для хранения одежды. Сегодня задачи этого предмета выполняет мебель, но короба все еще производятся. В целом дизайн и в постплановой экономике не юзер-ориентированный, это одно из основных отличий, к примеру, от скандинавского дизайна.


Север — это актуально?

Это будущее. В Арктике находится большая часть мировых запасов нефти и газа, которые становятся доступными при таянии льдов. Освобождается Северный морской путь, и товары из Азии в Европу. Внимание многих направлено на этот регион. Но хотелось бы надеяться, что при их освоении будут в центре интересы местных жителей и их культура.


Как вам кажется, чего не хватает городско му пространству Архангельска, чтобы горожанам принять в себе Север? Возможно, есть какие-то локации в городе или в Архангельской области, в которых вы чувствуете по-настоящему глубину и суть Севера? Почему именно там?

Соломбала — там сохранилось много интересных домов разных капитанов, храм Мартина Исповедника с интересной цветовой гаммой и архитектурными решениями. До них не добрались разрушители в 1930-е. Эти здания скромны и минималистичны, а если повезет послушать настоящий колокольный звон — это уникальный опыт. Ильинская церковь — по другую сторону города, и там рядом могила Писахова.

Но дома арктических капитанов в Тромсе, к примеру, стоят как новые. Почему-то их там строили на камне, ну и ремонтировали постоянно, они покрашены, там живут люди. В Архангельске горят они. Странно, что люди не ценят своего собственного наследия.

Воскресенская застроена какими-то убогими однотипными домами, достойными окраин, а не центра столицы Арктики. Я не буду комментировать приоритеты в городской застройке 2000–2010 годов. Сносили еще пару лет назад вполне крепкие исторические дома на Воскресенской — это, конечно, варварство. Но вроде бы сейчас начинает что-то меняться, хотя бы поднимается уровень осознанности — посмотрим, к чему он приведет. +