Интервью

Борис Хлебников: фильм «Снегирь» я хотел снимать в Архангельске

Беседовал — Алексей Макеев
Фото — Артём Келарев
Суровое северное море, тяжелый труд и беспощадный шторм — вот она изнанка морской романтики. Режиссер Борис Хлебников, получивший Гран-при VII кинофестиваля Arctic Оpen за фильм «Снегирь», рассказывает о том, как создавалась драма о рыболовецком траулере.

Вы один из самых известных кинорежиссеров страны — и участник кинофестиваля Arctic Open! Любопытно, почему режиссер с таким именем принял решение поучаствовать в кинофестивале в Архангельске?

Здравствуйте!

А почему режиссер с таким именем принял решение поучаствовать в кинофестивале в Архангельске?

Да я не знаю, с каким именем. Мне ужасно любопытно всегда ездить. Я никогда не был в Архангельске, и мне очень хотелось сюда попасть — и именно зимой как-то хотелось. Мы на самом деле даже фильм, который сейчас показывают на конкурсе, хотели снимать здесь, пытались договориться с мореходством, но у нас просто не получилось по срокам, по финансам договориться. Так что это город, куда я очень хотел попасть.

Но сейчас меняются обстоятельства, если будет какая-то новая идея, связанная с арктической тематикой, Архангельск более открыт в этом отношении к сотрудничеству.

Нет, просто у рыбаков было много работы. Это был сезон ловли, и они не хотели давать свои корабли на съёмки. Просто для них это было невыгодно финансово.

А где снимали «Снегиря»?

Мы снимали почти всё в павильоне под Петербургом. А то, что не могли снимать в павильоне, снимали под Мурманском, в Териберке.

Многие ожидали от вас фактически формат блокбастера. Потому что это такой масштабный, в том числе материально затратный проект.

Блокбастером называется кино, которое собирает очень много денег. Это кино не собрало много денег, и мы, в общем-то, и не планировали этого. Такого серьёзного экшена там минут 15, всё остальное — такая психологическая драма, отношения людей на корабле. Это просто обстоятельства такие, что это дорогое кино. 

Но чего-то нового, кроме, скажем, технического знакомства с компьютерной графикой, для меня там нет.

Но вот сейчас даже кинокритики, которые работают на кинофестивале, рассказывают о том, что платформа, которая была специально построена для фильма, уникальна. То есть, может быть, действительно есть чему поучиться и нам тоже.

Нет-нет, это, действительно, была колоссальная конструкция. Это называется гимбл, такая гидравлическая раскачивающаяся платформа, на которой мы поставили двадцатиметровый нос корабля в полном размере. Вокруг него стояло восемь 12-метровых водосбросов, в каждом по 8 тонн. Ветродуи, дождь, водяные пушки — всё это расстреливало актёров и имитировало шторм. Потом ещё дорисовывалось море. Это, действительно, была большая и серьёзная техническая работа.

А как вы относитесь к тому, что в представлении очень многих людей вы лидер в России по качеству авторского кино, и сейчас все посмотрели «Снегиря» и говорят, что это уже не авторское кино, это уже шаг выше и на совершенно другую ступень?

Да нет, это абсолютно авторское кино. Когда мы говорили с Сергеем Михайловичем Сельяновым, продюсером фильма, мы понимали, что это убыточный проект. Он это понимал, это были его риски, но ему хотелось сделать этот проект — мне тоже. Коммерческое кино — 

это кино, которое должно приносить деньги. Вот, скажем, «Аритмия» была коммерческим кино, а задумывалась как кино, которое не принесет вообще ни копейки в прокате. Но так получилось, что оно принесло денег в два раза больше бюджета. Здесь же такой огромный бюджет, что это просто невозможно.

А сценарий Наталии Мещаниновой был уже написан, и вы взялись за эту работу, или нет?

Нет, это создано по книжке ­советского писателя Георгия Владимова. ­Сценарий мы вместе писали, вместе его придумывали.

У вас команда очень известных людей, очень хороших мастеров. А сейчас фестивальная история вас устраивает? Если не прокатная — с прокатом мы поняли.

Да нет, с прокатом всё в порядке — то есть вместе там с телевизионным прокатом, с платформами. А вот с фестивалями… их же нет практически.

А многие говорят, что их, наоборот, становится всё больше и больше. Просто нет фестивалей для того, чтобы вам представлять свои фильмы.

Нет, ну как? Международных фестивалей нет вообще для российского кино — и, в общем-то, это понятно, обижаться не за что, мне кажется. И с российскими фестивалями такая же ситуация: «Кинотавра» уже нет, а какие-то другие большие фестивали сейчас только-только пытаются что-то наладить. Мне интересно было приехать конкретно сюда, потому что фильм все-таки про рыбаков, и, например, в том же самом Северодвинске много людей, кто знает, что это такое, и их реакция мне была очень интересна.

А о чем говорили зрители?

Ну кто-то говорил, что это всё не так. Кто-то говорил, что это абсолютно так. В общем, они, скорее, спорили друг с другом — так бывает, а так не бывает. Это интересно.

В Архангельске на самом деле всё, что касается моря, что касается Арктики, это прямо наша тема. И в принципе, ожидаемо, что все билеты на кинофестиваль будут разобраны буквально в первые же часы. Вот сейчас мы как раз чувствуем в Архангельске, что есть какой-то подъем у российского кинематографа. Но это мы так чувствуем. 

Сами кинематографисты, по вашему мнению, уже начали это ощущать или нет?

На самом деле уже давно, уже лет десять, кино очень сильно растет как бизнес и развивается в России. Это правда.

Это закрытая история или сейчас у молодых как раз есть возможность попасть в сферу и начать работать?

Помимо того что я снимаю как режиссер, я занимаюсь продюсированием, и мы с трудом находим режиссеров. Вот сейчас в съемочный павильон вообще их нет, все разобраны, заняты и в Москве, и в Петербурге. Конечно, огромная нехватка людей. Поэтому если кто-то снял хорошую короткометражку, то его моментально приглашают ­туда-сюда и раздирают на части. Поэтому это абсолютно никакая не закрытая, а максимально открытая история.

Есть у вас сейчас какой-то проект в работе? Потому что, я так понимаю, перерывов вы для себя не видите.

У меня очень много продюсерских проектов и есть сценарий сериала, который я хочу снять. И дописываем мы с Наташей [Наталией Мещаниновой] очень камерную историю, которая происходит в одной квартире, без всяких спецэффектов.

Да это интересно. Кстати, очень многие режиссеры через какое-то время после блокбастеров обращаются именно к этому жанру.

Тут так получилось случайно, не то чтобы я это намеренно сделал.

О чем?

Не могу пока рассказать.

Не семейная?

Семейная, но не совсем обычная.

Хорошо. Спасибо большое за эту беседу, за то, что приехали на фестиваль. Arctic Open всегда рад, особенно вашим фильмам.

Спасибо, ужасно приятно!