Интервью номера

Мелодии путешественника во времени на Arkhangelsk Music Weeks

Автор — Надежда Асеева,
фото — Станислав Лиепа
14 октября в Кирхе выступит Илья Бешевли — потомственный композитор-неоклассик родом из Красноярска, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. В рамках фестиваля Поморской филармонии Arkhangelsk Music Weeks он исполнит свои лучшие произведения и расскажет историю создания своей музыки, проникающей в самое сердце.

Илья очень тепло и трогательно общается со своей ауди­торией и отдает предпочтение камерным концертным пространствам, где между ним и публикой нет барьеров — только взаимопонимание, чуткость и любовь. Зрители будто приходят к нему в гости! Его выразительные мелодии похожи на саундтрек к северному сиянию, неизбежному наступлению зимы, первым звездам на небе и искрам ночного костра. Композитор поделился детскими воспоминаниями и рассказал, как прошлое находит место в его настоящем.

Воспоминания как источник творчества

Многие события жизни приносят мне вдохновение, тревогу, боль, любовь — самые разные чувства и состояния. Они оседают где-то в глубине души и со временем перестают оказывать сильное воздействие. Я могу находиться совсем не в творческом настроении, а эти моменты прошлого неожиданно возвращаются ко мне и проявляются в настоящем, вызывая те или иные эмоции. Но я практически не отражаю конкретные события и чувства в творчестве напрямую — это очень тонкая работа, и прошлое находит воплощение в музыке опосредованно.

Сейчас я заканчиваю альбом и нахожусь в концертном туре — кажется, посреди этого плотного графика я будто немного перегорел, стал более толстокожим и менее восприимчивым. Меня это беспокоит, но не слишком сильно: я понимаю, что это лишь период жизни. Он закончится и сменится на более возвышенный и вдохновенный — в нем хватит места и для настоящего, и для памяти.

О детстве

Мое детство было прекрасным, оно пришлось на девяностые и начало нулевых, когда еще не было гаджетов, но были атрибуты счастливого детства — велосипеды «Аист» и «Школьник», пистолетики из палочек, догонялки в палисаднике и лупы, которыми мы поджигали бумажки.

Я вырос на улице Анатолия Гладкова в Красноярске — это правый берег, где было много хрущевок. Наши дворы то дружили, то враждовали, мы собирали компании и строили шалаши. Помню, как дедушка одного из мальчиков построил для нас огромный деревянный шалаш — мы выстроились в очередь, чтобы скорее в нем поиграть. А на следующий день приехали сотрудники ЖЭК и убрали этот шалаш — мы тогда очень расстроились… Но это было действительно чудесное, яркое и настоящее детство.

Любимый зал и самый запоминающийся концерт

Мне очень нравятся залы с прекрасной акустикой и инструментами. Близок сердцу Камерный зал Московского международного Дома музыки — там есть замечательный «Стейнвей» и отличный свет. А мой первый авторский концерт на профессиональной сцене состоялся в Малом зале Красноярской филармонии. Это была первая программа со струнным ансамблем, а три своих пьесы на этом концерте исполнил мой папа. Я играл на австрийском инструменте марки Bösendorfer, и, конечно, это первое большое событие сохранилось в памяти.

Люди, которые всегда рядом

Меня вдохновляют и восхищают люди из прошлого — они давно ушли из этого мира, но навсегда остались с нами. По-настоящему великим человеком современности я могу назвать замечательного итальянского режиссера Паоло Соррентино. А вот ушедших великих людей можно вспоминать бесконечно. За примером далеко ходить не надо: весь музыкальный мир сейчас празднует 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова.

Как отпустить человека, если сделать это очень больно?

Мне кажется, если человек действительно близкий и прошел с вами большой путь, у вас уже не получится отпустить его до конца. Для меня самого этот вопрос очень животрепещущий. Не могу сказать, что в его решении мне сильно помогают музыка и творчество, но они точно придают сил и поддерживают по жизни в целом.

Романтика советской эпохи

Много вдохновения и душевной радости мне приносит романтика советской эпохи. Я мелодист, и мне очень нравятся советские песни — они сделаны просто потрясающе. Фильмы тоже люблю — знаменитые и менее известные. Например, фильм по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Когда гуляешь по Москве или Новосибирску, порой отчетливо чувствуешь дух советской эпохи, который еще сохранился в некоторых местах. Если подкрепить это ощущение соответствующей музыкой, ты будто переносишься в другое время — мне это очень нравится! +