Городская среда

Зазеркалье северной деревни 

автор — Екатерина Тенетова,
фото предоставлены авторами проекта
Крест, пламя, поздняя северная осень. Только художники могут перевернуть наше восприятие и превратить стереотипное представление о символах, похожих на анонс триллера, в светлые блики и точку поиска. Образы выставки «Дельта», что проходила в ЦСИ Архангельск до 10 февраля, сперва, как ноябрьский леденящий ветер, забираются под твой теплый свитер и вызывают дрожь. Потом скользят прямиком в глубокое подсознание, туда, где хранится жизнь еще до твоего рождения, и вызывают любовь через край.

Русские деревни умирают, из деревень уезжает молодежь, традиции угасают. «Бла-бла-бла…» Мы уже привыкли к этим заголовкам — слова, похожие на слоган, набивший оскомину. Можно отмахнуться, можно сделать умный вид, но факт остается фактом — глобально помочь всем этим процессам вряд ли удастся. И что тогда? Проходить мимо, опустив глаза, как мимо бродяги? Будто деревянных домов и не существовало вовсе. Будто всегда были города с их высотками, магазинами и кафе.

Художницы Ярослава Комисcарова и Самария Нурулова смело обратились к теме, на которой, казалось бы, можно поставить крест. Да, они и поставили крест, но какой!

Зеркальный крест, выбранный центральным символом экспозиции, отражает свет, природу, человека и создает новую реальность. В процессе работы над художественно-исследовательским проектом авторы искали точки силы в Чаколе и Неноксе — дом, лес, река, берег моря, поле.

Потом делали снимки на пленку, вручную проявляли. Эти снимки и стали центром экспозиции в ЦСИ. По словам куратора выставки Анны Злотко, той самой, что создала «Марьин Дом» в Чаколе, несмотря на то, что обе локации отдалены друг от друга, образы жизни здесь были схожи: в Неноксе все строится вокруг моря, в Чаколе — вокруг реки. И главное — здесь еще сохранились исконные обряды, заговоры, традиции. В их поисках художницам активно помогали местные жители, делясь историями, связанными с выбранным местом.

Но не стоит ждать в современном искусстве прямого описания обрядов, за этим можно отправиться в этнографическую экспедицию или съездить в «Малые Корелы». Здесь же все максимально условно — метафизическая поэзия, не иначе.

Причудливое дерево, заброшенный дом со сквозным окном, развалившийся лодочный сарай, напоминающий скелет динозавра, лесные тропинки имеют особое значение для местных. Художницы создавали инсталляции, где крест — пограничный знак мира явного и иного. А зеркало — зыбкий материал, который не только отражает действительность, но и создает свою новую: отсылает к выбору отношения каждого к традиции сегодня. Есть еще пламя, нет, не пожирающее все на своем пути, а дарящее свет, энергию и, главное, неравнодушие.

Неравнодушие — вот, на мой взгляд, главная квинтэссенция выставки. Разве можем мы равнодушно смотреть на себя в зеркало? Разве можем мы быть равнодушны к огню? Разве можно быть равнодушными к северной деревне? Да, нам не дано это сохранить. Подтверждение даже здесь. Заброшенный деревянный дом, фото которого есть на выставке, будет скоро распилен на дрова. А новые дома — яркие, как на острове Мурано, да еще и зашиты сайдингом. Это логично, практично, экономично. Тчк.

Но выставка показывает, что нам дано хранить в душе тот свет, то тепло, ту любовь, которые сочатся через край в рубленных пятистенках, даже если у этого дома пробито сквозное окно, цепко продуваемое арктическими ветрами. Эта любовь — в обрядах, в жизни в природе, в силе и красоте духа, в знании и понимании, откуда мы. Это любовь благодушествует в нашем подсознании. А любую любовь можно задушить, а можно пестовать. Решать нам.


В рамках проекта «Культурный код города в контексте городских историй» два древнейших села в Архангельской области Чакола и Ненокса, объединенных в Поморскую арт-резиденцию, в октябре минувшего года посетили две художницы из Санкт-Петербурга  Ярослава Комисcарова и Самария Нурулова. Целью резиденции стало создание «мостика времени» между уходящей эпохой, памятью предков, рожденных в дореволюционной России и видевших ее, и нынешним человеком.


Ярослава Комиссарова 
@komissarova.slavna

Художница из Санкт-Петербурга, окончила СПГХПА им. А. Л. Штиглица (отделение живописи и реставрации). Член С.-Петербургского Союза художников с 2018 года. 


Самария Нурулова
@samariianurulova

Художница и фотограф из Санкт-Петербурга, окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (факультет монументальной живописи) и Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха (факультет реставрации). 


Анна Злотко
@annazlotko

Куратор резиденции +