Городская среда

Дизайн как приключение

текст — виктор тяпков
Два года назад в Архангельске появился плакат-центр (или п-ц) — неформальное объединение дизайнеров, сфокусированное на современной визуальной культуре. Мы попросили руководителя объединения Виктора Тяпкова рассказать о том, зачем, почему и как работает п-ц.

Плакат-центр, как следует из названия, много занимается плакатным дизайном. Благодаря партнерству с Московским международным фестивалем Typomania и глобальной биеннале графического дизайна Golden Bee, а также при поддержке АОНБ имени Н. А. Добролюбова, ЦСИ Архангельск и центра современного искусства ARKA, в Архангельске экспонируются действительно лучшие и актуальные работы со всего мира, приезжают известные дизайнеры и иллюстраторы. Например, швейцарский дизайнер Никлаус Трокслер был в России только в Москве и у нас. Недавно в Добролюбовке выступал Игорь Гурович, дизайнер, известный далеко за пределами нашей страны.

Почему именно плакат? Потому что в плакате сосредоточены все инструменты графического дизайнера: композиция, типографика, работа с формой и контрформой, цветом, метафорой. Современный плакат часто выходит за пределы рекламного дизайна, становится художественным высказыванием автора. Смотреть на плакат в интернете и «вживую» — это совершенно разный опыт. Плакат работает не только вдаль, но и еще часто наполнен важными деталями, которые стоит разглядывать с расстояния вытянутой руки, а иногда и с расстояния в один сантиметр.

Кроме выставок мы проводим компактные творческие лаборатории для дизайнеров. Это не образовательные курсы. Каждая лаборатория — полноценное приключение, всегда с хорошим концом. Например, в «Игре в плакат» мы ставим цель: попасть в шорт-лист международного плакатного конкурса. Через практику, лекции, обсуждения и совместные переживания участники идут к финалу. И это работает!

Например, в 2019 году плакат участника п-ц, сотрудника Добролюбовки, фотографа и дизайнера Кати Чащиной попал в шорт-лист биеннале STRELKA, а плакат Ули Каль, студентки колледжа культуры и искусства, занял второе место в категории «B». И хоть Уля и говорит, что это был случайный выстрел, на самом деле ни шорт-лист, ни второе место не бывают просто так. Значит, и Уля, и Катя умеют лучше многих и многих других участников конкурса. А отбор на биеннале обычно очень строгий.

Лиза Лабута и Петр Меньшиков, летний лагерь рг+пц, 2021

Последняя «Игра в плакат» тоже принесла хорошие новости. Две работы практиков п-ц прошли в финалисты международной предбиеннальной плакатной акции Golden Bee-15, посвященной 200-летию Федора Михайловича Достоевского. Плакаты Алины Лоховой и Арины Мишуринской среди 200 других работ 176 дизайнеров из 36 стран уже экспонируются на онлайн-выставке в галерее международного сетевого проекта PosterTerritory. Впереди — новые выставки и, возможно, участие в основном конкурсе «Золотой пчелы».

А что кроме плаката? Конечно, буквы и типографика, иллюстрация, каллиграфия, инструменты процедурного дизайна, дизайн и код — вот основные интересы плакат-центра. Кроме выставок и лабораторий мы проводим мини-конференции «Дизайн-среда», на которых выступают местные дизайнеры, делятся своим опытом и ошибками. Мне кажется, это важно, чтобы дизайнеры знали друг друга, чтобы в Архангельске появилось мощное профессиональное дизайн-сообщество. +