Странствующий архитектор

Война и Мир в русском искусстве

автор и фото — юрий барашков

Бывший архангелогородец, а ныне парижанин Юрий Барашков
продолжает свои записки «Странствующего Архитектора».
На этот раз это «Русский Музей» в Испании.


Только что посетил интересную экспозицию Русского музея на тему «Война и мир». Выставка начинается оригинально портретом Льва Толстого. И как оказалось, в этом весь смысл её. Действительно, на протяжении тысяч лет война в сознании большинства людей представала естественной частью исторического бытия, оказывала сильное влияние на все стороны жизни общества, включая культуру. Военные подвиги, находя отражение в произведениях литературы, изобразительного искусства и архитектуры, указывали современникам и потомству на достойные подражания примеры. Лев Толстой в своём романе «Война и мир» как раз и показал означенные в названии выставки противоположности как два главных аспекта жизни общества, часто сосуществующих в одном временном пространстве. Описанную Толстым реальность эпохи наполеоновских войн можно было бы экстраполировать на всю российскую историю, знавшую не так много мирных периодов. Зеркалом этой истории является искусство.

Портрет Льва Толстого, Николай Ярошенко, 1894

Анфилада зальных помещений с характерной интимной музейной подсветкой втягивала в себя. Передо мной разворачивалась история России. Оказалось, я один на один с широкой исторической панорамой. В результате мне никто не мешал всматриваться и вживаться в картины и скульптуры. Передо мной картина Виктора Васнецова, изображающая бой скифов со славянами. Я знаю её по публикациям, но здесь она воспринимается совершенно иначе — появляется эффект присутствия. Иллюстративные герои словно ожили, и сверхдалёкое становится близким. Как будто это происходит сегодня.

Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года, 
Алексей Боголюбов, 1886, Поступила из Эрмитажа в 1924

Тему войн продолжают большие и малые полотна, и вот передо мной уже Петровская эпоха — «Битва при Гангуте 27 июля 1720 года». Это уже другая Россия — не речная цивилизация, какой она была до этого, а европейская морская держава. Такие картины заказывались для увековечивания события и писались для украшения интерьеров дворцов уже в стиле барокко. В окружении батальных сцен сильные мира сего, наверное, ощущали себя участниками событий.

Многие картины своей изобразительностью запечатлели завоевательные и оборонительные образы войны, но в центре внимания русских художников, как правило, судьба человека и судьба народа, как совокупность судеб отдельных людей, мечтающих о мирной жизни.

Тема Отечественной войны 1812 года представлена портретами её участников и известным полотном художника «Совет в Филях», которая одна заменяет множество полотен на тему Бородинского сражения. Батальных сцен на Бородино на выставке нет, но они в лицах её участников, в красивых гусарских одеждах, в тщательно прописанных орденах на парадных портретах. Здесь Бородинское сражение в лицах генералов, обращённых к Кутузову. Действие происходит в крестьянской избе ближе к вечеру. Пока сомнения и… твёрдая решимость. Уже следующим вечером фельдмаршал доложит царю: «Неприятель отражён на всех пунктах».


Филиал Русского музея в испанском городе Малага.
Открыт в 2015 году. Каждый год — три экспозиции

Мне всегда интересны аннотации, размещаемые рядом с произведениями: кто автор, даты жизни, когда произведение было создано, как оказалось в музейной экспозиции. В данном случае выставки составляют картины, поступившие в Русский музей из разных источников, включая императорские собрания.

Многие полотна исполнялись художниками в военной обстановке или по непосредственным впечатлениям, полученным на полях сражений, что сообщает им особенную убедительность и достоверность.

На выставке есть произведения, которые явились для меня открытием, например, картина «Проводы новобранца» 1898 года. Также я не видел раньше портрет ветерана Великой Отечественной войны. Выразительность застывшего одноглазого лица здесь сродни плакатам красных времён Гражданской войны. Великая Отечественная представлена в основном произведениями послевоенного времени. Поэтому жаль, что на выставке не представлено полотно знаменитой картины Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», написанное во время войны и о войне в целом. Правда, в оформлении вестибюля музея использован динамичный контур матроса с неё со связкой гранат, противостоящего захватчикам.

В заключение выставки снова Лев Толстой. В отдельном помещении представлены лучшие образцы иллюстраций к «Войне и миру».

Весь под впечатлением от увиденного, с незримым пробудившимся чувством собственного достоинства выхожу на улицу. Она в субтропическом солнце курортного города. Я снова побывал в Русском музее, но не в Петербурге, а в Испании, в Малаге, на берегу Средиземного моря. Военная история России здесь очень удачно вписалась в здание бывшей табачной фабрики. И это для меня оказалось ещё одним андалусским сюрпризом. +