Война и Мир в русском искусстве
![](https://openarh.ru/wp-content/uploads/2021/10/DSC08585-169x300.jpg)
Бывший архангелогородец, а ныне парижанин Юрий Барашков
продолжает свои записки «Странствующего Архитектора».
На этот раз это «Русский Музей» в Испании.
Только что посетил интересную экспозицию Русского музея на тему «Война и мир». Выставка начинается оригинально портретом Льва Толстого. И как оказалось, в этом весь смысл её. Действительно, на протяжении тысяч лет война в сознании большинства людей представала естественной частью исторического бытия, оказывала сильное влияние на все стороны жизни общества, включая культуру. Военные подвиги, находя отражение в произведениях литературы, изобразительного искусства и архитектуры, указывали современникам и потомству на достойные подражания примеры. Лев Толстой в своём романе «Война и мир» как раз и показал означенные в названии выставки противоположности как два главных аспекта жизни общества, часто сосуществующих в одном временном пространстве. Описанную Толстым реальность эпохи наполеоновских войн можно было бы экстраполировать на всю российскую историю, знавшую не так много мирных периодов. Зеркалом этой истории является искусство.
![](https://openarh.ru/wp-content/uploads/2021/10/1_1-210x300.jpg)
Портрет Льва Толстого, Николай Ярошенко, 1894
Анфилада зальных помещений с характерной интимной музейной подсветкой втягивала в себя. Передо мной разворачивалась история России. Оказалось, я один на один с широкой исторической панорамой. В результате мне никто не мешал всматриваться и вживаться в картины и скульптуры. Передо мной картина Виктора Васнецова, изображающая бой скифов со славянами. Я знаю её по публикациям, но здесь она воспринимается совершенно иначе — появляется эффект присутствия. Иллюстративные герои словно ожили, и сверхдалёкое становится близким. Как будто это происходит сегодня.
![](https://openarh.ru/wp-content/uploads/2021/10/3-1024x605.jpg)
Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года,
Алексей Боголюбов, 1886, Поступила из Эрмитажа в 1924
Тему войн продолжают большие и малые полотна, и вот передо мной уже Петровская эпоха — «Битва при Гангуте 27 июля 1720 года». Это уже другая Россия — не речная цивилизация, какой она была до этого, а европейская морская держава. Такие картины заказывались для увековечивания события и писались для украшения интерьеров дворцов уже в стиле барокко. В окружении батальных сцен сильные мира сего, наверное, ощущали себя участниками событий.
Многие картины своей изобразительностью запечатлели завоевательные и оборонительные образы войны, но в центре внимания русских художников, как правило, судьба человека и судьба народа, как совокупность судеб отдельных людей, мечтающих о мирной жизни.
Бой скифов со славянами, Виктор Васнецов, 1881, Пост. В 1903 году из собрания Мамонтова, Москва Военный совет в Филях, Алексей Кившенко, 1880
Тема Отечественной войны 1812 года представлена портретами её участников и известным полотном художника «Совет в Филях», которая одна заменяет множество полотен на тему Бородинского сражения. Батальных сцен на Бородино на выставке нет, но они в лицах её участников, в красивых гусарских одеждах, в тщательно прописанных орденах на парадных портретах. Здесь Бородинское сражение в лицах генералов, обращённых к Кутузову. Действие происходит в крестьянской избе ближе к вечеру. Пока сомнения и… твёрдая решимость. Уже следующим вечером фельдмаршал доложит царю: «Неприятель отражён на всех пунктах».
![](https://openarh.ru/wp-content/uploads/2021/10/8-1024x438.jpg)
Филиал Русского музея в испанском городе Малага.
Открыт в 2015 году. Каждый год — три экспозиции
Мне всегда интересны аннотации, размещаемые рядом с произведениями: кто автор, даты жизни, когда произведение было создано, как оказалось в музейной экспозиции. В данном случае выставки составляют картины, поступившие в Русский музей из разных источников, включая императорские собрания.
Многие полотна исполнялись художниками в военной обстановке или по непосредственным впечатлениям, полученным на полях сражений, что сообщает им особенную убедительность и достоверность.
Силуэт матроса с картины Александра Дейнеки, созданной в 1942 году, в оформлении выставки Следы войны, Из цикла «Опалённые войной воины», Гелий Коржев, 1957–60. Поступила в 1970 г.
Через МК РСФСРПроводы новобранца, Николай Богданов-Бельский, 1898,
Пост. В 1930 г. Из Шереметевского музея, Ленинград
На выставке есть произведения, которые явились для меня открытием, например, картина «Проводы новобранца» 1898 года. Также я не видел раньше портрет ветерана Великой Отечественной войны. Выразительность застывшего одноглазого лица здесь сродни плакатам красных времён Гражданской войны. Великая Отечественная представлена в основном произведениями послевоенного времени. Поэтому жаль, что на выставке не представлено полотно знаменитой картины Александра Дейнеки «Оборона Севастополя», написанное во время войны и о войне в целом. Правда, в оформлении вестибюля музея использован динамичный контур матроса с неё со связкой гранат, противостоящего захватчикам.
В заключение выставки снова Лев Толстой. В отдельном помещении представлены лучшие образцы иллюстраций к «Войне и миру».
Весь под впечатлением от увиденного, с незримым пробудившимся чувством собственного достоинства выхожу на улицу. Она в субтропическом солнце курортного города. Я снова побывал в Русском музее, но не в Петербурге, а в Испании, в Малаге, на берегу Средиземного моря. Военная история России здесь очень удачно вписалась в здание бывшей табачной фабрики. И это для меня оказалось ещё одним андалусским сюрпризом. +