Бизнес

Стартап: от мифов к реальности

подготовила — анастасия левицкая
иллюстрация — евгений тенетов

Стартап-бизнес-модель, с возможностью быстрого масштабирования. Сегодня интернет пестрит мифами о том, что для стартапа необходима только идея и практически никаких других знаний и вложений.

Инвесторы появляются сразу, для молодых это лучший шанс обогатиться, прибыль мгновенная и так далее. Всё кажется довольно простым и забавным.

Но не спешите думать, что стартап — это лёгкий способ заработать! Как и в любом бизнесе, здесь существует ряд нюансов, которые отличают стартап не только от обычного бизнеса, но и определяют конкретное поле деятельности такого проекта, его перспективы, количество вложений и риски. Что же такое стартап на самом деле и «с чем его едят», нам поможет разобраться Сергей Спиро — со-основатель единого сервиса доставки еды CHIBBIS.RU. Проект является удобной онлайн-платформой для заказа еды из кафе и ресторанов города. Приложение работает уже в 54 городах России, хотя начинало свой путь именно в Архангельске, на родине основателей.

Миф

Любой бизнес на начальном этапе — это стартап

Реальность

Нет, это обычный бизнес, который открывают обычные люди с целью заработать. Причем, как правило, делается это уже в занятых нишах. В России предприниматели работают по-дурному. Большинство не понимает, что, вместо того чтобы штамповать одинаковые предприятия, можно проанализировать поисковые запросы ЯНДЕКС или GOOGLE и понять, что людям реально нужнее, их предпочтения и желания.

Именно такая цель у стартапа. Нужно найти «боль» и удовлетворить её, строить бизнес от запроса. В противном случае, ты будешь создавать то, что кроме тебя никому не нужно и о прибыли можно будет забыть. Собери правильную информацию и возможности в одном приложении, и оно будет востребовано у людей любой аудитории с любыми запросами.

Миф

Основная сфера стартапов — интернет

Реальность

Да, это всё делается, как правило, в интернете, сложно представить сейчас любой бизнес без каких-либо ресурсов в сети.

Факт Самые успешные проекты — это проекты на стыке offline и online, когда ты получаешь то, что можно ощутить и «потрогать». Вы заказываете такси в online-приложении, в offline, то есть в реальной жизни, к вам приезжает водитель. Технология, по факту, реализовывает вспомогательную функцию: быструю, доступную и результативную.

Миф

Стартап сразу имеет инвесторов, которые вкладывают деньги в компанию не в тот момент, когда она уже успешно работает, а только в самом начале её зарождения

Реальность

Это не так. Инвесторы для твоего проекта не появятся из воздуха, даже если он будет ценный и хороший. В России существуют программы поддержки и финансирования стартапов. Например, ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), «ИНГРИЯ», международный венчурный фонд стартап-акселераторов «iDealMachine», «Skolkovo». Можно развиваться самостоятельно, без инвесторов. Существуют сотни проектов без инвестиций. Есть такое понятие как венчурные вложения — когда закладываешь деньги и не планируешь их отбивать и монетизировать сразу, работаешь не на прибыль, а на увеличение пользователей.

Факт

Приложение SNAPCHAT монетизировалось не сразу. Поначалу его задачей было подсадить на иглу своего проекта как можно больше пользователей и потом, имея достаточную аудиторию, заработать на другом «поле», но для той же компании.

Миф

Свое изобретение необходимо сразу пытаться довести до идеального состояния, иначе его не захотят реализовать и приобретать

Реальность

Чтобы понять, стоит ли вообще твоя идея твоего же времени и будет ли она приносить тебе деньги, необходимо взять и попробовать её продать. Любой бизнес — это про продажи. Надо отбросить перфекционизм и пытаться реализовать продукт, пусть коряво выполненный, в плохой обёртке. Только так можно понять, нужно ли дальше вкладывать силы в эту идею. Большинство стартапов прогорает, потому что у людей нет чувства реального, нет понятия, что ты делаешь это в первую очередь для аудитории, а не для себя. Путешествуйте, наблюдайте, анализируйте. Только так можно найти идеи для стартапов, для реально успешного бизнеса. В России примеров успешных стартапов мало, большинство идей заимствуются за рубежом. Перенимать технологии — это не копирование, а возможность удовлетворения потребностей.

Факт

Пытаться найти более узкий портрет пользователя и его предпочтений. Есть хорошая книга Роба Фицпатрика «Спроси маму» про то, как слушать людей и определять их желания, а не наталкивать на ответ, делая ложный анализ предпочтений и вкусов.

Миф

Реализовывать стартап лучше в больших городах

Реальность

В столицах конкуренция гораздо больше, со своим стартапом ты можешь просто раствориться в пучине таких же идей. Но и с маленькими городами ситуация не лучше. На севере, например, народ ленивый и замороженный, не хотят ничего менять в обыденной рутине. Однако даже в маленьких городах люди хотят жить комфортнее, хотят проникновения и помощи технологий в быту.

Помимо современной и удобной платформы для заказа еды CHIBBIS.RU в Архангельске и области также создаются различные интересные стартапы:

«яЭНЕРГЕТИК» — проектировщики создали специальные устройства, которые позволяют отслеживать тарифы и экономить до 30% бюджета на электроэнергии.

«FunPay.money» — сервис, который позволяет оплачивать покупки лайками в соцсетях. Выставляешь фото из заведения, копишь лайки и ими оплачиваешь товар или его часть. Проект направлен на повышение лояльности, на популяризацию твоих заведений.

«CASHEE» — пример пилотного проекта, когда авторы изобретения «разворачивают» стартап в другом направлении. «CASHEE» — система, позволяющая с помощью компьютерного зрения и искусственного интеллекта запоминать каждого клиента и на основе истории покупок и других данных выдавать персональные рекомендации товаров и услуг. Создатели осознали высокую востребованность своего изобретения в медицинской сфере, где сейчас успешно реализовываются.

Даже в маленьких городах люди хотят жить комфортнее,
хотят проникновения и помощи технологий в быту