Городская среда

Сердце городской жизни

Беседовала — наталья яницкая
Фото — екатерина чащина
Архангельску повезло: литературный критик Галина Юзефович приехала сюда уже второй раз. В рамках книжного фестиваля «Белый июнь» она презентовала свою новую книгу — сборник рецензий «Таинственная карта» — и приняла участие в паре интересных круглых столов. Мне тоже повезло: Галина согласилась встретиться в неформальной обстановке, чтобы ответить на несколько вопросов о книгах и городах.

Какие вещи или явления, связанные с книгами и подсмотренные во время путешествий, запомнились вам больше всего?

Самое моё яркое книжное впечатление связано с городом Кировом, в котором я была прошлой осенью по приглашению библиотеки имени Герцена, и вот она произвела на меня какое-то космическое впечатление. Это библиотека с невероятным уровнем интеграции в городскую жизнь. Горожане ею гордятся, они её любят и в неё ходят. Их книжный клуб, который на свои встречи приглашает писателей, проводит интересные лекции, собирает по 200 человек за один раз! В библиотеке есть кофейня, про которую даже просто прохожие на улице говорят: «А вот самый вкусный кофе у нас в Герценке!». Ощущение, что библиотека действительно сердце городской жизни, она присутствует везде, и это очень круто.


Понятно, куда сотрудникам Добролюбовки надо съездить на курс обмена опытом! В чём секрет Герценской библиотеки?

В головах многих людей библиотека — это такое милое ретро. Герценка, с одной стороны, вполне ретро, не сказать, что там какой-то чересчур молодой коллектив, а с другой — очень сильное ощущение жизни, солнечной энергии и безусловной любви к книгам. Как они это делают? Я не понимаю. Колдовство и магия, не иначе! Удивительный для меня пример вовлечения книжного проекта в городскую среду.


А что интересного вы видели за рубежом?

В прошлом году с переводчицей Ольгой Дробот, которая тоже приняла участие в «Белом июне», мы ездили в Норвегию книжного агентства NORLA (Norwegian Literature Abroad — прим. автора), которое занимается поддержкой норвежской литературы и авторов за рубежом. Впечатлений — море, Норвегия в смысле книжной культуры — это какой-то XXIII примерно век.

Например, там есть библиотека для подростков от 11 до 15 лет, куда запрещён вход взрослым, за исключением сотрудников. Нас туда пустили только потому, что у библиотеки был выходной. Там оригинально устроенная территория, множество вариантов для проведения досуга — игры, мастер-классы, музыка, что-то ещё. Там никого не осуждают за нежелание читать, просто ждут момента, когда предложить книгу будет уместно. А книги там расставлены не по жанрам, а по принципу «Если хочется испугаться», «Если тебе грустно» или «Если тебе понравился Гарри Поттер» — как ответы на внутренни вопросы, которые могут возникнуть у читателя.


И всё за счёт государства.

Норвежское государство вообще большой герой по части продвижения своей литературы. Например, у них есть гениальная вещь — писательский дом, расположен в центре Осло, напротив королевского дворца. Если ты писатель, можешь подать заявку на членство в этом доме. Там есть залы для книжных презентаций или лекций, за аренду которых тебе платить не надо. Есть большое кафе, куда может зайти любой человек с улицы, — и многие как раз и заходят, потому что ты зашёл, а в углу сидит Майя Лунде или Эрленд Лу, большие норвежские звёзды. У писателей же в кафе огромная скидка. Наверху — кабинеты, где они могут спокойно работать. Сиди и твори! Или вот ещё пример: у них есть большой независимый книжный магазин «Tronsmo», который сделал свою парковку бесплатной при условии, что ты купил книгу. А надо понимать, что парковка в центре Осло безумно дорогая. Тоже способ простимулировать покупку книг.


Фестивали выявляют прослойку людей, которым друг с другом интересно, просто они раньше друг о друге не знали


Можете вспомнить книги, где город — полноценный герой повествования?

Сразу приходит на ум Василий Авченко, который пишет про Владивосток и Приморье. Он такой любитель и знаток своего региона, что книги его буквально заставляют собраться и поехать туда. Например, «Кристалл в прозрачной оправе» (эта и другие книги В. Авченко есть в Добролюбовке — прим. автора) — настоящий гимн Владивостоку: очень честный, объективный и в то же время наполненный такой содержательной любовью, что невозможно не влюбиться самой.


Вот отгремел первый для Архангельска книжный фестиваль. Предположим, нам повезёт, и фестиваль станет ежегодным. как изменится Архангельск через пять лет?

Мне сложно сказать, как именно, но главная функция таких фестивалей вовсе не в том, чтобы приехавшие сюда люди классно провели время и даже не в том, чтобы архангелогородцы посмотрели на заезжих литературных знаменитостей. А в том, чтобы когда мы все отсюда уедем, огромное количество людей, которые думали, что они такие одни на свете, остались все вместе. Фестивали выявляют прослойку людей, которым друг с другом интересно, просто они раньше друг о друге не знали. Ведь читатели не вымирающий вид, мы, слава богу, пока не амурские тигры. Другое дело, что мы — вид разобщённый. Чтение — довольно одинокое занятие. А потом приходишь на встречу с писателем Сальниковым, а вокруг тебя ещё сто человек, которые любят писателя Сальникова, и это очень объединяет. Мой опыт наблюдения показывает, что такие фестивали кристаллизуют читательскую среду, которая потом уже сама начинает производить что-то без всякого впрыска извне. Что получится в Архангельске — не знаю. Но что-то обязательно будет.