Реклама с пользой
при поддержке Агентства регионального развития
С телеэкранов — на улицу
В рекламном бизнесе Сергей Долгобородов и Сергей Маринин, учредители АНР «Факел», еще с далеких 90-х: созданная ими реклама не раз завоевывала награды на крупнейших фестивалях. И вот в начале 2000-х самое дипломированное рекламное агентство Поморья вдруг решило переключиться на «наружку» — причем вышло все, по словам предпринимателей, практически случайно.
— Один из клиентов, строительно-монтажная организация, в счет оплаты предложил изготовить для нас рекламные щиты. Наружная реклама тогда как раз была на пике, и мы решили не упускать возможность. Согласовали удачные места в центре города — и нам под ключ собрали и установили шесть новеньких билбордов, — вспоминает Сергей Маринин.
На тот момент в Архангельске наружной рекламой уже занимались многие — в том числе довольно крупные фирмы. Но пока конкуренты мерились количеством билбордов и сражались за «центровые» точки, будущие «факельцы» решил мыслить шире — и первыми придумали размещать рекламу на временных строительных ограждениях. Власти идею поддержали: агентство за свой счет облагородило целые кварталы, вместо унылых долгостроев горожане теперь любовались на эстетичные баннеры — в том числе, с социально значимой информацией. Так появился городской социальный конкурс «АРХИФ», просуществовавший десятилетие за счет ресурсов агентства. А в распоряжении рекламной фирмы оказались целые галереи на главных улицах города.
«Больше не стучим молотком по фанере»
В агентстве быстро поняли, что привычные щиты и растяжки не слишком эффективны. Стандартную рекламную конструкцию можно «воткнуть» не везде, да и выглядит она часто, мягко говоря, не очень уместно и гармонично. Тогда в компании решили создавать новые рекламные носители, которые бы не раздражали жителей и не портили облик города. И вот с 2012 года в пешеходных зонах и вдоль набережной появились десятки удобных металлических скамеек с «рекламными» спинками.
— Так у нас появилась новая аудитория — пешеходы. Наши интересы и интересы города сошлись — и рекламодателям понравилось. Конечно, содержать объекты благоустройства гораздо дороже, чем билборды: все расходы, включая оплату труда дворника, — за наш счет. Но зато мы и развиваем индустрию, и несем пользу людям, — отмечает Сергей Долгобородов.
Реклама с пользой
Тема благоустройства оказалась как никогда актуальной: это сейчас есть федеральный проект «Комфортная среда», а еще лет пять-семь назад в городе негде было присесть и отдохнуть — и рекламщики своими силами заполнили этот пробел. Следом за скамейками в Архангельске появились десятки велопарковок, а также современные остановки с туристическими картами и электронным расписанием общественного транспорта.
К слову, от билбордов «Факел» полностью отказался три года назад. Вместо устаревших фанерных щитов в арсенале ведущего outdoor-оператора — современная и практичная «уличная мебель»: почти две сотни скамеек, десятки велопарковок и 25 стильных остановочных комплексов. Для рекламодателей такой формат выгодней: объекты находятся в поле зрения пешеходов, а размещение выходит почти втрое дешевле, чем на билборде. При этом можно отследить эффективность рекламной кампании.
Недавно в порядке эксперимента специализированный outdoor-оператор стал добавлять в рекламные слайды «умный» QR-код со специальной UTM-меткой, предлагая покупателю перейти на сайт рекламодателя и получить персональную скидку. Таким образом можно отследить, с какой точки сколько человек заинтересовалось — ни один билборд не даст собрать такую статистику.
российской сборной особенно приглянулся фанатам
Не остановка, а произведение искусства
Время от времени и без того симпатичные остановочные комплексы силами рекламщиков превращаются в уникальные арт-объекты. Например, к ЧМ-2018 возле городской администрации появилась остановка в виде футбольных ворот: павильон затянули сеткой, а в качестве скамеек позаимствовали со стадиона настоящие кресла болельщиков. Не обошлось и без инцидента: какой-то особенно ярый фанат стащил украшавший остановку мяч с фамилиями российских игроков.
— Когда в городе проходило голосование по объектам благоустройства, «Факел» совместно с регоператором ТКО создали «зеленую остановку». Получился такой островок комфорта: маленький сквер с цветами, фонарями и скворечниками. Урны для голосования сделали в виде контейнеров раздельного сбора мусора, куда отправлялись использованные автобусные билетики.
Смелые эксперименты и «цифровое» будущее
Выходить за рамки обыденности для «факелоносцев» — дело привычное. Здесь умеют и любят экспериментировать, быть гибкими и быстро адаптироваться к переменам. Во многом помогает насмотренность и опыт зарубежных коллег: руководитель компании Сергей Долгобородов временами учился в Америке, несколько раз ездил на стажировки в рекламные агентства, даже в Нью-Йорк. До пандемии часто бывал за границей — и из каждого путешествия привозил новые фишки.
— В Амстердаме «подсмотрел» любопытную идею: рекламный короб — как витрина, а внутри расположен настоящий товар. Там это были купальники, а мы в итоге сделали 3D-инсталляцию с настоящим иван-чаем, — говорит Сергей.
Сейчас весь мир переходит на цифру, и сотрудники «Факела» стараются не отставать. Уже были планы сделать первый в городе дисплей с сенсорной панелью: там и развлекательная, и туристическая информация. Помешала пандемия. А под занавес 2021 года рекламисты начали оборудовать свои остановки системами непрерывного круглосуточного видеонаблюдения — добавилась еще одна социальная функция. Может показаться, что за такими масштабными делами стоит огромный коллектив. На самом деле команда «Факела» — всего шесть человек, причем все задачи, связанные с дизайном или монтажом конструкций, сейчас на аутсорсе. В условиях коронавирусных ограничений такое решение оказалось оптимальным.
— Мы не попали под закрытие напрямую, как общепит, но влияние ковидных запретов ощутили: заказов стало меньше, в начале пандемии выручка вообще упала на 80 процентов. Спасибо Агентству регионального развития: с их поддержкой и рекомендацией в фонде МКК «Развитие» мы рефинансировали текущий кредит — благодаря этому удалось удержаться на ногах, — отмечают рекламщики.
2022 год для агентства наружной рекламы начался с приятных неожиданностей. Директор компании «Факел» Сергей Долгобородов попал в число наиболее полезных для области людей, заслужив титул «Человек региона-2021» по итогам минувшего года. Федеральное издание SM News в рамках своего спецпроекта вот уже на протяжении нескольких лет рассказывает об успешных и талантливых людях, которые в процессе своей деятельности помогают делать жизнь лучше, принося вполне конкретную пользу обществу. +