Городская среда

Реклама и время

Автор — Евгений Тенетов,
фото из архива автора
Наверно, многие заметили, что на перекрестке Троицкого проспекта и улицы Карла Либкнехта в Архангельске, на рекламной тумбе появился постер Северного морского музея с фотографией заправского боцмана с окладистой бородой. Это вызвало у вас массу вопросов о судьбе этого моряка и судна «Мурман», название которого написано на его бескозырке.

Мы задали этот вопрос сотрудникам Северного морского музея, и вот что они нам поведали.

К сожалению, о боцмане с парохода «Мурман» нам пока известна только фамилия — казак Талалаев. На «целом» фото справа от боцмана стоит командир парохода — капитан 2-го ранга А. Е. Таратин.

Фотография была сделана Я. И. Лейцингером в 1899 г. для альбома «Северный край», изданного в Санкт-Петербурге в 1908 г.

А вот о судьбе судна нам кое-что известно:

«Мурман», пароход Кольской администрации на Мурмане. Построен в Христиании (сегодня это Осло, Норвегия) в 1885 г.
Длина — 85 футов, мощность паровой машины — 40 л. с.
Команда — 18 человек.
Вооружение (с осени 1906 г.) — две пушки Гочкиса, шесть драгунских винтовок.

7 апреля 1886 г. «Мурман» пришел из Норвегии в Порт Владимир (это становище на Мурманском побережье, названное так в честь бывавшего в нем великого князя Владимира Александровича). Первым капитаном был назначен Давид Шваненберг, известный российский мореплаватель, прошедший в 1877 г. на шхуне «Утренняя заря» из устья Енисея в Санкт-Петербург (экспедиция М. Сидорова). Однако после первой же навигации он был отстранён от командования «Мурманом». Причиной послужила заметка в газете «Санкт-Петербургские ведомости», где Шваненберг обвинялся в «пьянстве, безобразном поведении и грубом обращении с народом». Следующим командиром судна был капитан 2-го ранга А. Е. Таратин.

Пароход «Мурман» изначально предназначался для разъездов Кольской администрации вдоль Мурманского берега «для поддержания законности и порядка в отдаленных поселениях и рыбацких становищах, борьбы с контрабандой и незаконным промыслом рыбы». Команда получила особую «полицейско-морскую» форменную одежду. «Мурман» имел особый флаг — белое полотнище с двумя скрещенными посредине якорями и наложенным на них гербом Архангельской губернии.

До конца 1880-х гг. Мурман редко посещали губернские чиновники, поэтому на Мурмане, особенно в период промыслов, часто совершались правонарушения, устраивались беспорядки и т. п., остававшиеся безнаказанными.

С 1886 г. регулярные рейсы вдоль Мурмана стал совершать административный пароход «Мурман», который почти 30 лет путешествовал вдоль побережья, внося законность и государственный порядок на малоосвоенной окраине империи.

Первые два года пароход зимовал в Порт-Владимире, плохо защищенном от ветров, находящемся на значительном расстоянии от уездного центра. Поэтому пришлось перебазироваться в Екатерининскую гавань. Впоследствии там были сооружены деревянный дом для зимовки команды «Мурмана», несколько подсобных помещений и сараев для складирования судового имущества. С 1890 г. между Колой и Екатерининской гаванью было установлено почтовое сообщение — один раз в неделю на карбасах или оленях. Уголь для парохода вначале завозился в Порт-Владимир, но вскоре «за прекращением действия» там китобойного завода его стали закупать в норвежском городе Вардё и доставлять в Екатерининскую гавань.

Строения для парохода «Мурман» были расположены на Екатерининском острове, неподалеку от Переймы. Екатерининская гавань стала всё более обживаться.

30 сентября 1914 г. пароход «Мурман» выскочил на камни и был поставлен в ремонт. 12 июля 1921 г. переименован в «Лапландию», находился в отстое и в середине 1920-х гг. был разделан на металл.

О капитане «Мурмана»

Александр Евгеньевич Таратин родился в 1853 г. в селе Холмогоры Архангельской губернии. Как и многие в его роду, стал мореходом. Служил в Архангельском порту, гардемарин (с 1877 г.), мичман (1878—1884), лейтенант (1888). При Соломбальском Преображенском соборе избран в церковно-приходское попечительство. Ушел в отставку в 1894 г. (по другим сведениям — в феврале 1895 г.), был назначен командиром административного парохода «Мурман» в звании капитана 2-го ранга «из отставки». Таратин был награжден серебряной медалью «По случаю сооружения Екатерининского порта». В грамоте уточнялось: «В память того, что вы первый указали место для города, где ныне воздвигнут Александровск».

Удостоен звания пожизненного члена Императорского Российского общества спасения на водах.

Александр Евгеньевич Таратин умер в 1903 г., похоронен на Соломбальском кладбище в Архангельске.


Северный морской музей,  
Набережная Северной Двины, 80 
Запись на экскурсии: 
(8182) 20-55-16