Городская среда

(Не)искусство

Авторы — Егор Радько, Кирилл Груздев, Егор Симонов

Фото предоставлено авторами
Каждый день мы встречаем на серых улицах города десятки ярких граффити, оставленные неизвестными художниками. Но отношение к этим объектам очень разное: от «это современное искусство» до «отвратительная мазня». Мы пообщались с профессиональными райтерами (граффити-художниками) об их творчестве, а культурологу задали сакраментальный вопрос: «Граффити — это искусство?»

Квик. искусство быть заметным. @kwickfromx3k

— Тебя когда-нибудь задерживали сотрудники полиции?

— Нет, ни разу. Но пару раз я убегал. Ко мне приходили несколько раз домой. Но дальше диалога дело не заходило. Я обычно стараюсь выбирать такие места, до которых никому нет дела. То есть место должно быть заметным, но если это частный дом в хорошем состоянии, то заниматься вандализмом я не стану.

— Что привело тебя в граффити?

— Просто я увидел рисунки в своем дворе. У меня тогда не было понятий ни о том, что такое граффити, ни о том, что такое тег (англ. tag — ярлык, этикетка, бирка; метить). Мне было 10–11 лет, но желание что-то написать на стене взялось просто из ниоткуда. Что писать, я не знал, и писал просто названия любимых групп. В 12 лет я сделал уже свой первый кусок (качественно сделанное граффити) банками из «Домостроя». Выбрал достаточно заметное место для первого куска — козырёк жилого дома. Забрался туда. Взял для подстраховки людей. И случилась такая история: в то время на Варавино существовала только одна граффити-команда, только два рисующих человека на тот момент. И один из них увидел, как я рисую. Подошел и сам начал диалог. Это было очень важное и знаковое для меня знакомство. Мы начали общаться, и в тот же день он показал мне свой скетчбук (англ. sketchbook — книга для зарисовок). Я увидел планку, к которой мне нужно стремиться хотя бы в первое время.

— Я знаю, что ты учился в Колледже культуры. Твоё увлечение граффити повлияло на поступление именно туда?

— Не то чтобы повлияло, но, скажем так, всё сложилось очень удачно. Вообще, я отчислялся из С(А)ФУ, и мне нужно было где-то продолжить образование. Опять же, спасибо моей маме! Я от неё узнал, что есть такой колледж. У мамы там работала подружка, и они меня устроили. Сам я в то время просто плыл по течению, особо не знал, чем буду заниматься, тем не менее рисовал каждый день. И в перспективе мне это многое дало в плане понимания искусства.

— Рисуешь ли ты что-то, кроме граффити?

— Живописью занимаюсь по сей день. Но больше сезонно, когда тепло. Хотя стоило бы выходить на этюды и зимой. Для художника это считается закалкой. Такой опыт закаляет тебя как творческую личность.

— Чем ты зарабатываешь на жизнь?

— Я работаю тренером в «Палестре» и рисую на заказ. Выходит 50/50.

— Ты начал рисовать в 12 лет, в то время у твоих работ был определённый посыл?

— Нет. Изначально это было просто моё имя — «КВИК».

— А сейчас?

— Посыл остался всё тот же: просто написать своё имя. То есть суть граффити — просто написать своё имя, я считаю.

— Чтобы забить место или показать, что ты тут был?

— Да, показать, насколько круто я могу сделать, насколько заметно место, в котором я сделал тег. То есть показать, на что я способен. Грубо говоря, граффити — это способ показать, на что ты способен. Цель — показать всем, что я рисую, где хочу, что я рисую круто, технично. Вот и все. Я не вкладываю в граффити, какой бы то ни было, остросоциальный смысл, не выражаю протест. Моё творчество состоит не из этого.

— Граффити — это искусство?

— Искусство — это всё, что привлекает внимание.

— Как ты думаешь, граффити перейдет в музеи?

— Так оно уже давно перешло. В Европе такие художники уже выставляются. То есть человек может ночью рисовать в электричке, а днем открыть свою выставку в музее, например, со шрифтами на холстах и в рамочках.

— Сталкивался ли ты с непониманием прохожих?

— Эти непонимания были, но я не обращал особого внимания на мнение человека с улицы, которого я даже не знаю. Но, если со мной говорят достаточно вежливо, я промолчу. Если что-то оскорбительное, то я в долгу не останусь. Недопонимание будет всегда.Всегда найдутся люди, которые будут тебя критиковать, но, с другой стороны, если тебя обсуждают, значит, ты на верном пути. Реакция негативная или позитивная, неважно — это небольшой успех.

resel.большой любитель рептилий. @restlaz

— А как относятся обычные люди к твоим рисункам? Как реагируешь ты на их какие-то реплики по отношению к тебе?

— В зависимости от прохожего. Возможно, и сам что-то отвечу, может, просто объясню либо же как-то отгружусь и всё же доделаю работу.

— Что привело тебя в граффити?

— Однажды в детстве я увидел фильм по СТС. По-моему, он назывался «Действуй, сестра», с Вупи Голдберг. И там был такой персонаж, молодой парень, у которого на листке были какие-то скетчи, шрифты. Я был малой, стало интересно, что это такое, потом ещё в клипе Bomfunk MC’s это увидел, там тоже что-то вроде шрифта было. И всё, потом просто пошёл купил банок в строительном магазине «Муравей», и даже не зная, что такое «скетч», что такое «нэйм», что нужно слово придумывать, шрифт какой-то. Подошёл к стене — нарисовал это. Во второй попытке просто придумал слова какие-то на английском, ну и сделал так свой первый кусок, а дальше как-то само пошло потом.

— У тебя есть художественное образование?

— Нет, никогда даже не ходил в художку, ни на какие курсы. Всю жизнь что-то рисовал, и дальше стало само получаться.

— В твоих работах есть какой-то посыл?

— Если рассматривать граффити просто как куски на стенах, то в них посыл — только шрифт и то, что он значит. Но есть работы, которые я выполняю, помимо уличного граффити, пишу там комиксы, свои какие-то произведения, иллюстрации, в них определённо есть некий посыл, смысл в каждой.

— Как ты думаешь, граффити — это искусство?

— Определённо, да. Современное искусство, хотя, так как оно уже довольно давно возникло, в современных реалиях это уже можно даже назвать классическим искусством. То же самое, как в свои времена делали свои работы великие художники там Дали, Ван Гог. В те времена же тоже ко всему этому относились совсем не как к чему-то классическому. А сейчас они кто? Сейчас они легенды своих жанров искусства.

— Перейдёт ли граффити в музеи?

— Граффити уже находятся в музеях. Очень много в музеях современного искусства. У них есть там работы даже не то чтобы современных легенд вроде Обей (Obey) или Бэнкси (Banksy), но и обычных райтеров из Москвы, Питера, которые просто продвигают холсты через музейные движухи.

— О «музейных движухах». Ты как-то замешан с репродукцией Магритта у музея ИЗО?

— Я полностью делал это. Магритт — это моя работа. Там ещё был Мунк и что-то из русского, «Лебедь», вроде, Врубеля.

— Каким ты видишь мир, если граффити перестанут считать вандализмом?

— Это будет такой мир, где всякие пятиэтажки, девятиэтажки, все эти новостройки будут просто «убиты» разными стилями. Особенно нижние уровни домов, на уровне первых этажей. Люди 100% будут этим заниматься, и, наверное, даже финансовый вопрос будет совершенно по-другому вставать.

— Были ли у тебя проблемы с законом из-за граффити?

— Не то чтобы прямо проблемы с законом, но бывало так, что замечали за райтингом сотрудники полиции, и приходилось убегать и прятаться.

Мнение. Плотов Антон Андреевич — доцент кафедры культурологии
и религиоведения «Северного (Арктического) федерального
университета имени М. В. Ломоносова»

— Как вы считаете, можно ли называть граффити искусством?

— Да. Если мы относим к граффити любые изображения, которые оставляют на стенах люди, то, конечно же, не все изображения можно считать искусством.

Ведь в большинстве случаев они могут носить не только антихудожественный характер, но в том числе и антисоциальный. Но если граффити выполнено художником или человеком со вкусом, который умеет рисовать, если в это вкладывается некая идея, то, я считаю, граффити имеет полное право на существование. Тем более, что в активно развивающихся городах не только Европы, но и в России граффити начинает украшать стены домов.

— А с позиции жителя города вам нравится граффити?

— Мне нравятся работы, сделанные на стенах художественного музея, которые копируют известные картины. С обратной стороны здания творческая группа «Множество» нарисовала бабушку, которая что-то вяжет.

Подобные граффити, мне кажется, во-первых, интересны, а во-вторых, можно говорить с точки зрения экологии, ведь есть не только экология окружающей среды, но и экология человека.

Наш город достаточно «серый», у нас очень много однотипных домов. И от этого, конечно же, взгляд человека очень сильно устаёт. Это вводит человека в депрессию. Об этом писали учёные ещё в 70-80-е годы. Когда в городе есть достаточно большое количество разнообразных и ярких объектов, то взгляд перестаёт замыливаться. Это полезно для эмоциональной среды.