Странствующий архитектор

Магия высоты

автор — юрий барашков
иллюстрации — Павел Диков
Историк архитектуры Юрий Барашков анализирует феномен единственного в мире деревянного небоскреба, построенного николаем сутягиным в соломбале и снесенного в 2008 году.

Великолепные компьютерные инсталляции молодого архитектора вологжанина Павла Дикова на тему сноcа когда-то существовавшего в Архангельске дома Сутягина вернули меня в 30-летнюю давность, когда этот дом был. История появления его такова, и она на моей памяти.

Слово «небоскреб» и сами эти здания изобрели американцы. В основе их — металлический каркас. Но наш современник, архангелогородец Николай Сутягин изобрёл деревянный небоскрёб. Его было видно со многих точек, но лучше всего он смотрелся с протоки Кузнечихи, где своей пирамидальной формой резко выступал из окружающей одноэтажной застройки.

В начале 1990-х годов начинающий предприниматель Николай Сутягин решил построить себе дом и возвел двух­этажный. Когда он сделал крышу, между панельными домами Соломбалы вдали мелькнула полоска Маймаксанского судоходного рукава. Ему показалось, что для лучшей панорамы можно возвести ещё этаж. Вид улучшился, но полоска Маймаксы увеличилась ненамного. Тогда появился четвертый этаж. Круговая панорама улучшалась, и Сутягина уже понесло на небо. В конечном итоге дом стал 13-этажным, и с него видно было даже море. И если изначально Сутягин строил дом для себя, то теперь появилась идея сделать его гостиничным.

Появление столь необычного сооружения даже в незаконченном виде стало заметным явлением в архитектурной жизни Архангельска. Ведь тогда люди знали только пятиэтажные панельные дома, т. е. архитектуру «не лучшего разлива». Дом хорошо смотрелся с Кузнечихи, но у тех, кто видел его вблизи, он вызывал изумление и растерянность. Я был тому очевидцем, когда привозил к нему группу туристов. Как правило, выйдя из автобуса вблизи дома, люди сначала просто немели, а потом уже принимались за фотоаппараты. Они оказывались перед необычным, сложным для понимания сооружением.

К сожалению, едва дом появился, у него оказалось много недоброжелателей. И не без оснований. Ведь свой небоскреб Сутягин выстроил в нарушение всех строительных норм и правил. Например, в сегодняшней практике разрешаются деревянные дома высотой не более двух этажей. И его снесли. Никто из местных архитекторов, к слову, за него не заступился. Ревность и зависть к чужому успеху — издержки творческих профессий, и довольно неприятные. Конечно, можно дискутировать, запретить и сносить, но как явление архитектуры деревянный небоскреб в Архангельске имел место, существовал и теперь стал известен на весь мир. Он был единственным в своём роде, а в Архангельске, вне всякого сомнения, самой любопытной постройкой. И будь он жив сегодня, дом Сутягина был бы одним из брендов Архангельска. +


Дом Сутягина был признан сенсацией года на конференции в Тронхейме «Деревянное строительство в северных городах». Его планировали занести в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное здание в мире. В России дом был одной из самых высоких частных деревянных построек, уступая при этом в высоте некоторым ярусным деревянным храмам