Городская среда

Архангельск — самый удобный порт для экспедиций в Арктику 

Беседовала — екатерина тенетова
В июле к причалу Северного морского музея пришвартовалась яхта «Апостол Андрей» во главе с капитаном Николаем Литау. Я напросилась на борт яхты, чтобы взять интервью у капитана перед выходом экипажа в Арктику. После интервью поблагодарила: «Спасибо за возможность прикоснуться к судну-легенде!» «Я уже тоже легенда, так что и ко мне можете прикоснуться», — засмеялся Литау. Знаменитый яхтсмен оказался зеркалом моря — честный, открытый, от этого иногда неполиткорректный (где это видано — ругать чиновников и туристов в интервью) и удивляющий своим постоянством — вот уже 25 лет как он ходит на яхте «Апостол Андрей».

Николай Литау

Заслуженный мастер спорта, действительный член Русского географического общества, кавалер ордена Мужества. Российский яхтсмен, награжденный престижными наградами мирового яхтинга. Литау — автор идей кругосветных плаваний под парусом по всем четырем океанам планеты. 


Как встретил вас Архангельск с воды?

Мы пришли ночью, перед этим был жуткий ливень, пролился и смыл с нас всю морскую соль после суточного перехода по Белому морю. Архангельск нас встретил посвежевшим после этого ночного ливня. Я этот город люблю, в этом году уже 15 лет как я хожу в Архангельск на «Апостоле Андрее».

С точки зрения развития водного туризма, что нужно сделать, чтобы Архангельск развивался?

Я думаю, что все-таки самая главная проблема у нас в России не дураки и дороги, а чиновники. На мой взгляд, именно они очень много всяких препонов устанавливают на пути развития маломерных судов. Проблемы с регистрацией, с заходом и выходом… Удивительно, что в Архангельске и даже в Петербурге нет нормальных заправок на воде (в этот момент на яхту «Апостол Андрей» заносят канистры с топливом. — Прим. авт.). Также большая проблема с причалами! Но хорошо, что наши друзья — Северный морской музей — предоставляют возможность воспользоваться их плавучим понтоном. Практически в любом городе России нет хорошей инфраструктуры для маломерных судов.

Есть мнение, что яхтинг — это очень дорогое, элитное увлечение. Это верно?

На самом деле приобрести небольшую яхту вполне посильно для среднего класса. Вот Егор (парень, который работал с парусами под самыми облаками. — Прим. авт.) купил себе маленькую старенькую яхточку. Будет ковыряться, доводить ее до ума, сейчас у меня проходит практику, учится ходить под парусами, учится морскому делу. Понятно, что содержать такую яхту, как «Апостол Андрей», — это дорогое удовольствие. Но такие яхты должны постоянно работать.

Чему посвящена экспедиция, которая стартует из Архангельска?

Да, наш арктический этап начинается в Архангельске, он исторически был и остается воротами в Арктику. В отличие от Мурманска, не хочу ничего плохого говорить про этот город, но там с маломерными судами вообще не работают — стоять там практически негде. Архангельск — самый удобный порт, чтобы отсюда могли уходить экспедиции в Арктику. Мы в этом году решили посвятить это плавание русской полярной экспедиции под командованием Эдуарда Толля. Он в 1902 году отправился на поиски той ­самой мифической Земли Санникова. И эта идея его до добра не довела, в 1902 году он сгинул. Колчак, блестящий офицер морского флота, гидрограф, ученый, организовал спасательную экспедицию. Это был уникальный поход, они дошли до острова Беннетта — это самый северный в группе Новосибирских островов, — и там были найдены записки и дневники Эдуарда Толля, в которых значилось, что питания осталось на 14–20 дней и они пешком отправились по льду на материк, не дождавшись своей шхуны «Заря», которая не смогла пробиться через льды. Так эта экспедиция пропала бесследно. Шхуна «Заря» тоже закончила свою жизнь очень печально: она вернулась в Тикси и больше никуда не ушла. 

И вот это всё нам бы хотелось напомнить и рассказать нашим соотечественникам. Мы много посвятили экспедиций историческим и географическим открытиям. Сначала у нас были три кругосветки, а потом экспедиции, связанные с именами Русанова, Седова, Брусилова. Практически все архипелаги русской Арктики, за исключением Новосибирских островов, «Апостол Андрей» не раз посещал и пересек вдоль и поперек. В этом году очень благоприятная ледовая обстановка и мы туда можем сходить без проблем и вернуться назад на «зимние квартиры». На обратном пути у нас планируется работа с биологами, пойдем по лежбищам моржей и птичьим базарам под эгидой WWF.

Как в таких экспедициях вы выстраиваете отношения с командой?

Море объединяет, но и разъединяет тоже порой. Бывает, что после похода с некоторыми людьми не хочется общаться и встречаться (смеется). Но это большая редкость! Надо сказать, что в прошлом году был юбилей — 25 лет нашей команде и экипажу. Правда, многие уже не ходят на «Апостоле Андрее». Команда постоянно обновляется, надо сказать, что я остался последний, кто здесь 25 лет. Мы хорошо общаемся и дружим. И вот новое поколение — Егор, внук того человека, с которым мы строили яхту. Ему 24 года, он ровесник «Апостола Андрея».

Характер человека для вас имеет значение?

Конечно! Но когда новичок приходит, мы даем ему возможность прижиться, притереться характерами, сначала в Петербурге просто поработать на яхте. Потому что 70% работ здесь делается силами экипажа. А потом если всё сходится, то мы берем его в Арктику. Кто-то становится профессионалом — человеком, который ничем другим больше не занимается. А кто-то  ходит под парусом в свободное время. Например, два моих помощника живут и служат в Северодвинске и могут к нам присоединиться только во время отпуска. Один из них два раза ходил в Арктику за меня, моим дублером.

Туристы на «Апостоле Андрее» могут быть?

Последние два года мы берем и туристов, потому что нам нужно финансирование. Но мне это не всегда нравится, потому что часто люди приходят неподготовленные. Были две дамочки, психологи, их, конечно, сильно укачивало, вниз старались не спускаться, им только морковку выносили, они грызли морковку. Но всё нормально, прошли весь этап. Но когда мы расстались, больше не виделись, не созванивались. Были три человека, с которыми мы мало того что продолжаем общаться, они в этом году пойдут в нашу экспедицию как меценаты. Но они так же стоят на вахте, на руле в любую погоду и при этом еще деньги платят (смеется). +