Гастрономия: наследие большой артели

Давайте расставим точки над i: «Общество потребления» — это про массовое потребление, а Потребительские общество — это про что?
Это про конкретную кооперативную структуру в области, которая снабжает своих участников и жителей в сельской местности товарами и услугами, созданными силами Союза. Наш Союз насчитывает 86 организаций с собственными производствами. К примеру, в Каргополе, Коноше, Устьянах и Вельске налажено производство тушенки, консервов. Где — то из мяса, в другом месте кура, а где-то рыба. В Вельске, например производят отличные колбасы. В каждом районе своя, практически историческая хлебопекарня, продукция похожа, но везде свои особенности, потому что везде свои традиции. Мы сами производим и сами потребляем, обеспечивая логистику из одного района в другой.
Получается, что эти общества являются хранителями традиционных северных рецептур. Что аутентичного сохранилось в ваших закромах?
Совершенно верно. В Мезени издавна пекут Мезенский черный пряник — нечто среднее между козулей и бисквитным тортом. Удивительно, что они его сохранили. Наши технологи пытались попробовать сделать его в Архангельске по Мезенскому рецепту, но у нас ничего не вышло. Наверное, не зря говорят: «одна мучка, да не те ручки».
Наши коллеги в Каргополе возобновили рецепт Подорожников. Это такие простые и очень тоненькие пироги, которые традиционно подавались, когда гости засиделись. По традиции, этим жестом давалось понять, что пора уходить. Там же производят знаменитые Каргопольские Тетерки — витой обрядовый пряник. Это очень ценят туристы.
Надо признаться, что бывая в области, в наших магазинах, для которых готовят их собственные производства можно сделать множество открытий.





Вашу продукцию можно купить в Архангельске?
Да, с ней хорошо знакомы покупатели местных сетей «Гарант 21 век» и «Петровский». Пинежская продукция в этих магазинах — настоящие хиты.
Два года назад мы открыли свой магазин на Поморской, 2. Сюда поставляется продукция со всей области: дикоросы, морошка, тушенка и мармелады. Некоторые покупают здесь продукты целыми партиями. Черный мезенский пряник из Мезени в других магазинах не купишь, только в нашем — эта продукция должна быть под тщательным контролем.
Бывает, привозят к нам очень интересный подовый хлеб из черной муки Пинежский житник. Последняя находка устьянских коллег, совершенно изумительный «Медовый мармелад»! Нежнейший мармелад с медовым вкусом, на вид, как солнечные облачка. У устьянских коллег, надо отметить, вообще очень интересная линейка мармеладов.
Каким образом можно уточнить о наличии продукции в магазине?
Всегда можно узнать у нас в группе ВКонтакте или позвонить в будние дни по телефону 8 (8182) 65-79-30 доб. 224.
Не мало ли точек сбыта для местного продукта?
Да, их немного. У нас небольшие производства в глубинках и все таки, для нас очень важно поддерживать нашу историческую миссию. Мы помогаем им не просто не исчезать, а развиваться. Кроме того, мы постоянные участники ярмарок, участвуем во всех «Маргаритинках» и фестивалях «Еда поморская».
Кстати, первый раз, еще в 2019 году мы стали одними из немногих, кто выступил на фестивале «Гастрономической карты России» в Устьянах, в «Малиновке». После него мы стали лучше понимать многие вопросы продвижения и важность работы с традиционными рецептами.
В этом году, в Архангельске пройдет Международный кооперативный форум. Это более 20 регионов, которые привезут свои аутентичные продукты. Это большое гастрономическое событие пройдет в период Маргаритинки, в начале сентября.
Что такое, по вашему, сохранение гастрономического наследия?
Несколько лет назад, став участниками фестиваля «Гастрономическая карта России» в Устьянах, мы поняли, как это — открывать «местное для местных». С тех пор это стало нашей миссией. Мы чувствуем, что в наших руках ответственность за это наследие. Поэтому, мы сохраняем и развиваем. Сегодня кроме других прочих, мы ставим себе задачу — красиво упаковать наш аутентичный продукт.
Удивительно, ваше бизнес-сообщество живо уже более 110 лет. Как считаете, за счет чего этот эффект?
Прежде всего, это доверие своим. Все производится рядом и такими же людьми, как они сами, никаких ГМО не используется. Только попробуй, тебя сразу исключат, да и продаж не будет. А потом, Союз оказывает помощь своим потребительским обществам — как финансовую, так и юридическую, потому что зачастую в сельской местности не хватает профильных специалистов. Мы занимаемся обучением наших участников Союза, повышать их квалификацию и знакомить с похожим опытом. Мы работаем с вопросами по льготам и различным преференциям для наших потребительских обществ, выступаем с законодательными инициативами в Областном собрании депутатов от имени членов нашего Союза.
Опубликовано: 20 марта 2025.