Культура

Русский венецианец
Лоренцо Баньяти

подготовила — Екатерина Тенетова,
использованы материалы журнала Grey Chic
На пороге весны в Архангельске состоится концерт талантливого молодого пианиста из Венеции Лоренцо Баньяти. Уникальное событие клуба журнала PLUS и «Блуждающего неофита», которое соединит любовь к музыке, искусству, итальянской и русской культуре.

Знаменательно, что концерт состоится 19 марта в атмосфере старинного Биржевого зала Гостиных дворов. Да, именно здесь, в Гостиных дворах, итальянцы, и в первую очередь венецианцы, торговали с Россией, налаживали дипломатические отношения, которые, кстати, зародились еще до постройки Гостиных дворов в Архангельске. По словам Лоренцо, влюбленного в русскую культуру, музыку и поэзию, для него это большая честь выступить здесь, а значит, укрепить культурную связь России с его родиной. «С детства я восторгался вашими поэтами, писателями и композиторами. Поэтому, когда меня пригласили учиться в Москву, я не упустил возможность углубиться в вашу великую культуру и изумительный язык. Никогда не забуду, как в первый же вечер в Москве мой друг дирижер читал мне стихотворения Есенина: к сожалению, я ничего не мог понять, но он читал с таким воодушевлением, что я ощутил всю красоту и силу поэтических строк. Не представляете, какое счастье теперь, после трех лет изучения языка, читать вашу литературу и стихи в оригинале», — говорит Лоренцо в интервью петербургскому журналу GREY CHIC. Любовь и интерес к русскому языку дали новый виток: сейчас Лоренцо — блогер с двумя миллионами подписчиков и ведущий на телевидении.

Путь в музыку

Путь Лоренцо в музыку был предопределен. Он родился в Милане в семье музыкантов. Когда ему было четыре года, вся семья переехала в Венецию, призрачную столицу всех искусств. «Моя мама — барочная певица, сопрано, а папа — лютнист, профессор Венецианской консерватории. У меня еще есть две сестры и два брата, и все они профессиональные музыканты: скрипачка, виолончелистка, контрабасист и пианист. Дома всегда звучала и звучит музыка», — рассказывает Лоренцо. Он начал занятия фортепиано в четыре года, а в семь лет поступил в Венецианскую консерваторию им. Бенедетто Марчелло, в том же году он дал своё первое выступление. В 17 лет он окончил консерваторию с отличием и почетным дипломом, а также выиграл премию как лучший выпускник. В последние годы он выиграл первую премию в Международном конкурсе им. Антона Рубинштейна в Дюссельдорфе и первую премию в международном конкурсе American Protégé International Piano and String Competition, что дало ему возможность выступить в Карнеги-холл в Нью-Йорке. Лоренцо даёт концерты в главных залах и театрах США, Европы и России, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, «Ла Фениче» в Венеции, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Дом культуры «ГЭС-2» и Соборная палата в Москве. Сейчас этот список пополнится и Архангельском. В 2021 году Лоренцо окончил магистратуру в РАМ им. Гнесиных, в классе Д. А. Бурштейна. Сейчас совершенствует свое мастерство под пристальным вниманием Элисо Версаладзе.

Вода Венеции и Архангельска

Любопытно, что программа фортепианного концерта Лоренцо Баньяти в Архангельске очень связана с водой. Вот что он сам говорит: «Хочется выделить мою последнюю программу, в которой чередуются разные произведения на тему воды. Как вы можете догадаться, вода — важнейшая для меня стихия, ведь я венецианец. Чудесно изучать ее изнутри и вести с ней живой диалог. Когда я собирал эту программу, я ездил на своей лодке в любимый уголок Венецианской лагуны, плавал там во время перерыва между занятиями на фортепиано, анализируя свои движения и прислушиваясь к плеску воды» (из интервью журналу GREY CHIC).

Прозвучат сочинения Ф. Шопена, Ф. Листа, М. Равеля, С. Шаррино и Э. Вилла-Лобоса. Начнется концерт с Третьей баллады Фредерика Шопена — самой светлой из четырёх его баллад, где господствуют мягкие трёхдольные ритмы и мелодии в характере колыбельной. Затем прозвучат две ярких пьесы из программного цикла «Годы странствий» Ференца Листа и «Долина Обермана», вдохновлённая романом в письмах французского писателя первой половины XIX века Сенанкура, рисующая образ молодого человека XIX столетия, его вечные сомнения, колебания и страстные порывы. «Фонтаны виллы д’Эсте» — тонкая и изысканная звукоизобразительная картина, в которой образ воды, блестящих брызг на ярком солнце занимает центральное место. Продолжает «водную» тему пьеса «Игра воды» Мориса Равеля. Эта импрессионистическая зарисовка требует от пианиста не только блестящей техники, но и передачи тонких нюансов. Также весьма выразительны и сложны технически две следующие пьесы того же композитора — «Лодка в океане» из цикла «Отражения» и «Ундина» из цикла «Ночной Гаспар». Пьеса «Анаморфоза» итальянского композитора второй половины XX века Сальваторе Шаррино — тоже своего рода дань музыкальному импрессионизму с некоторым реверансом в сторону минимализма. Анаморфоза в искусстве — это своеобразная конструкция, которая вначале кажется хаосом, но под определенным углом зрения складывается в легко прочитываемый образ.

Завершится программа масштабной композицией бразильского композитора начала XX века Эйтора Вилла-Лобоса «Впечатления от серенад». Гибкие, прихотливые мелодии средневековых серенад складываются здесь в феерию ритма, энергии и свободы. +