Пасхальный Фестиваль

Александр Флоренский: «Корабли — это всегда красиво»

Беседовал — Евгений Тенетов
фото — Валерия Лебедева
Знаменитый петербургский художник Александр Флоренский прибыл в Архангельск на фестиваль «Транзит», для которого исполнил серию живописных работ «Плавсредства, нарисованные в Архангельске». Работы представлены на «открытой палубе» товарищества поморского судостроения проекта «поморская шхуна». Мы побеседовали с художником о корабликах, воде, «Митьках».

Александр, скажи, пожалуйста, с чего началась идея приехать в Архангельск и прямо на месте написать, выставить «портреты» судов? Не паровозы, не самолеты, а именно корабли.

Хочется с конца ответить. История же очень длинная. В девяносто первом году я был в Архангельске. Художественный музей устраивал выставку группы «Митьки», в которую я входил. Потом нам была устроена поездка на Соловки. К сожалению, я все это видел сквозь призму тяжелого пьянства. Смесь запоя с морской болезнью, еще в шторм попали. Впечатление кромешного ужаса. И когда я вышел на Тамарином причале, последствие качки — это же вообще, у меня под ногами Соловки ходили. Иду, и земля качается. Поэтому впечатлений и воспоминаний особо нет. Архангельск был все время в темноте. Днем мы все в музее. А вечером темно. В общем, не видел я Архангельск. Можно сказать, что не был. Но это одна часть предыстории, вторая часть — это когда уже в абсолютно вменяемом виде в 2004 году я поехал на Соловки участвовать в фестивале «Арт Ангар» по приглашению Любы ­Кузовниковой, а вторым «начальником» там был Женя Шкаруба. И там я с ним познакомился. Прошло ровно 30 лет. Вдруг Женя пишет, что существует площадка, где было бы здорово, чтобы ты придумал ка­кую-нибудь выставку на морскую тему. На морскую тему у меня много всего, но все это связано с Батуми. Потому, что я живу часть года в Грузии и в Батуми бываю очень часто, у меня там мастерская. Все время рисую картины, рисунки, у меня навалом всяких картин про Батуми. Но большинство из них там и находятся, в Грузии. А потом я задумался и понял, что-то мне это скучно, потому что картинки эти уже нарисованы. Неинтересно ни с того ни с сего приехать в Архангельск с уже нарисованными картинками про Черное море. И я предложил приехать и на месте порисовать, и сразу с пылу с жару сделать выставку. И тут, к счастью, выяснилось, что существует «Пасхальный фестиваль». Женя сказал, что можно к нему присоседиться, стать его частью. И вот все это соединилось. А попутно я сказал: «Слушай, у меня что-то нет особо картин про корабли, а дочка моя Катя — у неё много работ про парусники».



Серия «Знаменитые парусники»?

Да. И я говорю: «Вот тебе готовое. У человека все есть!» А Женя мне отвечает: «А мы и с Катей договорились». Так что сразу после моей выставки откроется выставка Кати Флоренской, и тоже про корабли.

Здорово, а получается морская тематика совсем в древность уходит. Митьковская идеология и стилистика — она вся морская: тельняшки, морские песни и т. д.

С митьками я себя давно не ассоциирую. Это общественность привязывает. Любимая метафора, придуманная моей женой, — это когда ты идешь, и к подошве бумажка от жвачки прилипла, и ты пытаешься ее стряхнуть, но она не стряхивается. Конечно, все говорят: «Митьки, митьки», — а я уже и забыл, как они выглядят. В морской теме меня эстетическая сторона волнует. Мне всю жизнь нравилось рисовать: катера, кораблики, я же из города на Неве. У нас же кругом вода. В отличие от Архангельска в Питере мне не приходилось попадать на верфи или заводы. Но у нас есть Канонерский остров, где мы в порту, и видим все эти погрузки, фарватер, чуть ли не Петром выкопанный. Морская эстетика — это моя тема. Где бы я ни оказался.

Ты делаешь этюды с натуры?

Мое самое любимое занятие — рисовать с натуры. У меня был опыт, кстати, насчет портов. Лет 15 назад мы с компанией друзей попали на гигантскую портовую территорию. И там были ржавые катера, плавсредства, в ремонте, на воде, в доках. И там народу было мало, можно рисовать с натуры. Никто за спиной не стоит. В Мурманске я рисовал с натуры в рыбном порту, там тоже все своим делом заняты, никто не лезет. А вообще, конечно, раз есть ноутбук и фотоаппарат, то лучше так. К тому же это увеличивает возможности. В любом месте, любой сюжет, который иногда физически просто невозможно написать с натуры. Любое время года, зимой Киркенес я сразу вспомнил.


Александр Флоренский «Лоцманские суда морского порта»

А расскажи про эту северную поездку?

В Киркенесе я был раза четыре или пять. Это все та же Люба Кузовникова, которая перебралась с Соловков в Киркенес и стала там делать фестиваль «Баренц спектакль», на который нас с моей женой Ольгой приглашали с разными проектами. И в город Тромсе мы возили выставку. В общем, Северную Норвегию мы узнали хорошо. И в какой-то момент она увидела эти мои городские азбуки. Тогда они были еще только азбуки Иерусалимская, Петербургская, Тбилисская и Воронежская. Она говорит: «Сделал бы ты азбуку на нашу тему». А тут я призадумался, потому что Киркенес — город маленький, на много букв не найдешь ничего. Когда я впервые придумал этот формат, то эту книжку использовал как азбуку. Она была ­вертикальная. Это стало называться «серии». Одна серия — азбуки, а другая серия — путешествия, авторские ­путеводители по городам и странам, например, черногорские, нью-йоркские. И в планах что-то есть, Нижегородскую азбуку, например, просят. В итоге я прилетел в Мурманск, и так мы сначала по русской стороне всюду заезжали, потом по норвежской всюду заезжали: Вардё, Вадсё и т. д. Потом выяснилось, что Коровин с Серовым примерно по этому маршруту путешествовали на деньги Мамонтова. Но этот формат прижился. Он цепляется к конкретным населенным пунктам, а не к буквам алфавита, тут свобода передвижения, уже причудливые маршруты можно вычерчивать, такие, как ты хочешь. Путешествие — оно и есть путешествие, оно не привязано к правилам.


В городе Архангельске мне по крохам придется выискивать темы


Надо Архангельскую делать…

Здесь надо делать азбуку или путешествия по Архангельской губернии. Я с детства знаю, мама покупала восхитительные каргопольские глиняные игрушки. Как сейчас помню: мастерица — Ульяна Бабкина. Когда маме было 20 лет, она нашла адрес Ульяны Бабкиной и послала ей пять рублей, а она взамен ей — целый ящик глиняных игрушек. И они у нас всю жизнь стоят.

Самый банальный вопрос, который я могу задать: каковы впечатления об Архангельске? Кстати, у Жванецкого есть маленький скечик. Спускаюсь с трапа самолета в Архангельске, ко мне подходит журналист и спрашивает: «Каковы впечатления о нашем городе?»

Тут надо отвечать либо вежливо, либо честно.


Александр Флоренский «Понтонный мост 
через реку Соломбалка»

Честно, у нас честный журнал.

Честно, ну ужас. Потому что я знаю, как это было, я видел старые фото, я понимаю, как выглядела набережная. Вчера я прошелся по Воскресенской, видел целый квартал покосившихся деревянных домов. Оказывается, не все доломано, а спрятано за фасадами новых чудовищных зданий. Мне это печально. Не зря я предложил тему плавсредств. Потому что в городе Архангельске мне по крохам придется выискивать темы. Есть пивзавод, церкви красивые, Гостиные дворы. На соломбальской стороне много аутентичного. Но это крохи. И состояние памятников ужасное. А корабли — это всегда красиво. +