Традиция

Традиция — это мой образ жизни

Дарья Крупенина,
руководитель музыкального коллектива — дельтахора «Пойма»

Что такое, по-вашему, традиция?

Для меня традиция — это образ жизни, её невидимое устройство, которое проявляется вовне. Не в том смысле, что если я человек поморской традиционной культуры, то мне нужно носить определенный сарафан, повойник и собирать прялки и другие артефакты, не в этом дело. Традиция сильнее связывает меня с настоящим, чем с прошлым, это способ взаимодействия людей в рамках общей культуры. Это то, что близко. Недаром сейчас слово «аутентичный» в психологии очень часто используется в значении «искренний, верный самому себе».

Ваши семейные традиции — это созданные заново или переданные из поколения в поколение?

Есть и те, и другие. Как выяснили мы с мужем, наши традиции касаются в основном еды и езды. Мы любим путешествовать, и есть традиционные места для путешествий. В одном из путешествий нам дали закваску, теперь мы печем сами хлеб на ней. Кроме еды и семейных рецептов мы еще вместе читаем вслух по вечерам и поём.

Какой посредник (кино, мода, литература, архитектура, кухня и т. п.) для трансляции культурной традиции вам ближе, интереснее? Почему?

В моей жизни традиционное сильнее всего проявляется в культуре совместного пения и музицирования, причем необязательно только фольклорного материала, хотя он — основа. Есть коллектив, который я веду, — дельтахор «Пойма». Через пение я/мы переживаем ценность человеческого общения, чистоты и честности между людьми.

Какие уникальные северные традиции вы могли бы назвать? С какими из них вы сталкивались лично?

Для нас на Севере, конечно, очень характерно всё, что связано с морем и переживаниями, с ним связанными. От махания платочками на берегу до приготовления к путешествию. Раньше поморы брали с собой специальное смертное одеяние. У меня есть один знакомый капитан, который, отправляясь в далекое плавание, каждый раз готовится к тому, что оно может быть последним, осознанно думает об этом.

Какая чужая культурная традиция вас особенно завораживает?

Мне очень импонирует то, как традиционное знание австралийских аборигенов распространяется по миру как принцип мышления. Об этом хорошо пишет Тайсон Янкапорта в книге «Разговоры на песке». Я вижу много общего между ними и нами. Кроме того, их опыт входит в современную практику в социальных науках. Есть техника групповой работы под названием Dragon Dreaming — она тоже родом из Австралии. Еще мне близка техника их работы со сновидениями, я иногда провожу процессы с людьми на эту тему, и опыт аборигенов здесь не только интересен, но и имеет практическое применение.

Используете ли вы традиционные предметы в своем быту?

Обязательно! Особенно в выпечке хлебов и пирогов — без этого никуда. Именно предметы с историей дают особенный вкус.

Есть ли традиция, которая, по-вашему, незаслуженно забыта или совсем исчезла?

Вече. Всё, что касается народного самоуправления. Мы этого сейчас почти не умеем.

Опубликовано: 31 августа 2024.