Страдающее средневековье
наталья яницкая – специалист аонб им. н. а. добролюбова
Наверное, ни у одной книги по Средневековью, вышедшей в России,
не было такой армии поклонников ещё до издания самого тома.

А всё почему? Потому что книга стала результатом деятельности популярного одноимённого паблика «ВКонтакте». Вот не надо сейчас делать скептическое лицо и перелистывать страницу! Это действительно хорошая книга по истории искусства Средних веков, обстоятельная, наглядная и — что очень важно — с чувством юмора.
Началось всё с троих студентов-историков, задумавших группу «ВКонтакте», предназначенную сначала только для друзей: картинки из средневековых миниатюр сопровождались смешными подписями. Да, вы правильно поняли, это сообщество со специфическими средневековыми мемами. Из камерного междусобойчика паблик вырос в огромный проект с полумиллионом читателей.
Играя с образами, авторы группы почти никогда не поясняли, откуда картинки были взяты и что на самом деле означали, но желание рассказать, почему же Средневековье постоянно страдало, в конце концов вылилось в полноценный, качественный исторический труд.
Почему в христианской иконографии встречались человекоподобные улитки и трёхликие люди, почему в молитвословах и трактатах по церковному праву изображались обезьяны и фривольные сценки? Как в обществе, где религия контролировала всё или почти всё, было возможно размещать в церковных текстах непристойные и монструозные сюжеты?
Хотите узнать ответ?

Итак, если:
- • вам интересна история религии, средневековья, иконографии, римских пап и антипап, крестовых походов или всего сразу;
- • вы обожаете неожиданные, смешные, невероятные или интригующие факты о чём угодно;
- • вы знаете, кто такие медиевисты;
- • вам нравится Умберто Эко;
- • вы любите умные книги, не написанные тяжеловесным академическим языком;
- • вы предпочитаете книжки с картинками (здесь их более 600!).
Если хотя бы одна причина вам подходит — книга ждёт вас в Добролюбовке, вы проведёте вместе несколько отличных часов! +

Отрывок:
« На одной из миниатюр, украшающих немецкое сочинение под названием «Белиал», мы видим воображаемый суд под председательством царя Соломона. Сатана начал тяжбу против Иисуса Христа за то, что тот незаконно спустился в его владения — преисподнюю.
Адвокатом Христа на процессе выступает пророк Моисей, а сторону обвинения представляет демон Белиал. Однако на головах противников, Моисея и Белиала, изображены одинаковые небольшие рожки. Как вышло, что величайший из ветхозаветных пророков, выведший еврейский народ из египетского рабства и получивший от Бога скрижали с десятью заповедями, настолько похож на подручного Сатаны?»
Это вовсе не оплошность художника или какой-то местный иконографический курьез. В Средневековье рогатых «портретов» Моисея и вовсе было не счесть.