Мастерская наследия: 90 лет Союзу художников

- 1910 г. — открылась выставка «Русский Север». В ней участвовали такие известные личности как Александр Борисов, Степан Писахов, Тыко Вылка, Николай Пинегин.
- 1932 г. — Все творческие объединения страны были распущены и заменены едиными союзами, заботу о деятелях культуры взяло на себя государство.
- 1935 г. — в Архангельске основан Северный краевой Союз художников и скульпторов.
- 2025 г. — Архангельскому отделению Союза художников РФ исполнилось 90 лет. Сегодня в нем 66 участников: 1 Народный художник РФ, 8 Заслуженных художников РФ и 3 Заслуженных работника культуры РФ.
Екатерина, художник — это талант, ремесло или профессия?
Мое мнение о художниках очень субъективное, скорее эмоциональное. Наблюдая в течение нескольких лет за художниками, понимаешь, что художник – это образ жизни. Это дар, который говорит в тебе, какой-то зов, который невозможно преодолеть. Художник не может не писать. Я много раз видела, когда взрослый, состоявшийся человек другой профессии, вдруг чувствует непреодолимую силу этого зова и идет за ним. Учится рисунку, живописи, композиции, а через годы, пройдя непростой, долгий путь вступает в Союз и становится признанным творцом. Они делают это не ради денег, не для признания, не из амбиций, а просто не могут не делать. И нам зрителям открывается удивительный мир. Мир, который ты сам не в силах увидеть, заметить, осознать, потому что у тебя совсем другой вектор обзора этого мира. И ты каждый раз удивляешься многогранности нашей действительности, а иногда ты даже становишься свидетелем иных миров и другой реальности. Придуманной, не твоей, но благодаря им, ты можешь ее увидеть, хотя не всегда осознаешь или принимаешь ее. Иногда ты восхищен, иногда потрясен, не всегда тебе это нравится. Иногда тебе даже становится страшно, иногда ты смущен, иногда встревожен – так работает чужая философия, выраженная на холсте.
Что значит стать членом Союза художников?
Если рассуждать о значении Союза в жизни художника, то понимаешь, что самой емкое признание – это признание твоих коллег-профессионалов. Нахождение в Союзе — это возможность принимать участие во всех коллективных проектах как нашего отделения, так и в зональных, всероссийских выставках. Это значит, что о тебе узнает гораздо больше людей, твои работы посмотрят в других регионах, опубликуют в каталогах, фотоальбомах к выставкам. Члены Союза художников имеют право на реализацию персональных проектов в Выставочном зале Союза каждый год. Им будет предоставлен выставочный зал, транспорт для экспонирования работ и другие преференции. Членство дает возможность получать награды и звания. Дает возможность развиваться. Находясь в творческих кругах, ты можешь расти, наблюдая за коллегами, перенимать опыт других художников. Ты причастен к сообществу и можешь поддерживать связь с представителями мира искусства. И, конечно, если ты член Союза художников, то ты создатель культурного наследия! Ведь Союз сохраняет работы многих художников в своих запасниках.
Более практичный вопрос: как можно стать членом Союза художников?
Путь художника долог и нелегок. Для вступления в Союз художников необходима не только творческая и выставочная деятельность, но и признание (и это в первую очередь) признание профессионального сообщества. Художник проходит двойной отбор. Сначала его должно признать профессиональное сообщество областной организации, затем Всероссийской. Для участие в таком отборе на местном уровне художнику необходим иметь определенный послужной список, а именно: участие в выставочных проектах на основе конкурсного, профессионального отбора в областных проектах (например, ежегодная областная выставка «Север»), зональных выставочных проектов (выставка Северо-Западного округа, организованная одним из региональных Союзов Всероссийской организации, проходит 1 раз в 5 лет) — союза ведется двойной конкурсный отбор, сначала на местном уровне, потом на федеральном; всероссийских выставочных проектах (Всероссийские выставки, организованные ВТОО России), тут также художнику предстоит пройти двойной отбор на местном и Всероссийском уровне. Помимо таких значимых проектов, в арсенале должна иметься персональная выставка работ, участие в коллективных выставочных проектах, публикации в периодике, дипломы, благодарности, грамоты, печать в каталогах. Если в наличии все перечисленные проекты, тогда правление местного отделения Союза художников рассматривает портфолио художника, и дает рекомендацию в Москву. Однако, у номинанта должны иметься также три рекомендации от членов местного отделения, которые состоят в Союзе не менее 5 лет. Далее, во Всероссийской организации Союза художников происходят заседания секций, в которые претендует номинант на вступление, и там, путем голосования, принимается решение о вступлении.
Можно ли назвать художника профессиональным создателем наследия?
Безусловно! Художественная культура отражает исторические, социальные и культурные особенности общества, в котором она возникает. Художественная культура способствует развитию эстетического восприятия и творческого мышления. Она также является средством коммуникации и передачи идей, ценностей и исторического опыта, является одной из важнейших частей культурного наследия. Художник, как и искусство в целом, всегда отражает время, нашу историю, наш культурный код.
Мастерская наследия: 90 лет Союзу художников
В мире, где тренды сменяют друг друга со скоростью клика, искусство остаётся тем, что переживает время. Мы открываем цикл миниинтервью с художниками, посвященный наследию, рожденному в этом Союзе. Идем за смыслами к авторам.


Д.А. Трубин
«Обнаженных на коленях» (как и «лежащих», «сидящих» и т. д.) я написал и нарисовал множество. И чаще всего «курительная трубка, это просто трубка!» (по Магриту).
Но, даже если, это и так, — что может быть прекраснее обнаженной на коленях. И зачем здесь иные смыслы? Для смыслов есть картины (то есть многофигурные композиции со, многим часто недоступными, нарративами).
Когда же рисуешь обнаженную, то думаешь о том, как твоим линиям жить в этом листе, и как эту жизнь линии в листе сделать максимально просто и лаконично. И выразительно. Поэтому линии моих обнаженных просты, и количество их ограничено. Я скуп, я берегу линии и не хочу мельчить. Мне хватает обозначения в листе обнаженной: так она почти лишена индивидуальности и служит скорее знаком, некой формулой обнаженной. Формулой, а не пространными доказательствами ее.
*Рене Магрит — бельгийский художник-сюрреалист

З.В. Гавшинская
1991 год — тяжелая ситуация в стране, разрушение всего и вся.
Изменение ситуации в стране стало менять межличностные отношения. Падение нравственных ориентиров, доброта стала не в моде.
Искусство тонко переживает переломные времена.
Исчезает государственная поддержка.
Страна исчезает на глазах, брошено было все…
Это было время очень тяжелое для всех и, конечно, для художника. Все рухнуло в одночасье.



Е.Н. Зимирев
… Линник, Пустошный, Седов.
Это полярники. Дело в том, что я сам с этим знаком, я был на Колгуеве, зимовал в чуме, знаю, что такое холод. Одно дело, когда ты знаешь, что через два часа придёшь домой, залезешь в избу натопленную и заснёшь блаженным сном. А другой, что ты сутки двое, трое не будешь в тепле, что ты будешь вот так, как они месяцами, годами.
Знаете, что такое холод и ветер? Это когда ты руку вперед протягиваешь и ее не видно, потому что идёт шуга и чтобы тебя не утащило, тебе надо стоять головой вперёд, идти по верёвке от дома к дому. У меня все это пережито. Вот здесь этот момент изнемогания.
И с другой стороны, когда ты смотришь на это — все вокруг Пейзаж — такая красота, что ты себе говоришь — не может быть вот так красиво, такая нежная, красивая вот эта земля. И без людей ты пропадёшь. Она просто тебя заманит и ты там исчезнешь, замёрзнешь, потому что это бесконечная такая, красивая вещь…
Эти люди на последнем рывке, на последнем дыхании. Это и есть сама трагедия жизни.

А.С. Григорьев
Этот графический лист из небольшой серии об Архангельске. Наверное, все художники, которые жили и живут в нашем городе, обращались к этой теме. Только в разное время актуальными становились разные сюжеты. Если вспомнить мастеров 20 – 50 годов, то в их творчестве преобладали лирические мотивы, выполненные с натуры. Особенно любили художники писать этюды на Двине, любимым местом был яхт-клуб, а Соломбала была и остается вне конкуренции для всех поколений. В 60-е годы в изобразительное искусство ворвалась романтика новостроек. Город менялся: щедро дымили трубы комбинатов, строились новые дома, берега реки четким геометрическим кружевом соединил железнодорожный мост, а фасад города украшали морские суда. Пафос и радость новой жизни преобладали в живописи и графике. Но уже в 70 – 80-е, остро чувствуя, что исчезает старый, деревянный, уютный город, художники писали и рисовали еще уцелевшие дома, сохранившиеся улицы и даже отдельные архитектурные детали. Им удалось весьма успешно сохранить на холстах и графических листах память о старом городе. В наше время очень трудно сформулировать какую-либо одну преобладающую тенденцию. Разные художники по-разному работают с темой Архангельска. Кто-то, изображая наш город, ставит для себя пластические задачи. Кто-то берет этюдник и, по-прежнему, находит интересные мотивы, работая с натуры. Меня привлекают исторические сюжеты, Архангельск рубежа XIX – XX веков. На эту тему было сделано много живописных, графических работ и книжных иллюстраций. Но в последнее время просто изображать старый город мне не интересно. В голове сложился образ таинственного, в чем-то мистического и даже трагического города. Сразу над крышами города начинается космос, который несет тревогу и опасность, но люди этого не видят или не хотят знать. Наверное, время, в котором мы живем и тонко чувствуем, водит рукой художника, а изображение Архангельска – это только средство, которое помогает реализовать чувства и переживания.

Опубликовано: 20 марта 2025.