Кабин, который построил дом
беседовал — Евгений Тенетов
фото — Екатерина Тенетова, Ольга КабинаСеверодвинский художник Александр Кабин в какой-то момент появился как бы из ниоткуда и сразу стал необычайно популярен, его работы и проекты активно обсуждались, выставка «Война!», персоналка в «Эрарте». Кабин работает сразу мощно и «по большому счету», его серии, посвященные Северодвинску, тема железной дороги с головой погружают в «бесконечную русскую тоску».

Евгений Тенетов: Александр, за последние пять лет ты принял для себя два серьезных решения — стать профессиональным художником и переехать из Северодвинска в Ярославскую губернию. Расскажи, как ты пришел к этим двум решениям? Ты же северодвинский инженер!
Александр Кабин: Кстати, мое техническое образование, понимание определенных технических процессов и позволили построить дом в Ярославле…
Тенетов: А как ты пришел к живописи? Для России это нечастое явление, когда семья живет только доходами от живописи.
Кабин: Решение принималось исходя из оценки своих сил. Да, была одна личность — Александр Кабин, инженер в проектной организации, — дальше в этой личности стала формироваться личность художника, которая постепенно вытеснила инженера. Процесс перехода был плавный. Организация, в которой я работал, пошла мне навстречу и создала условия, чтобы я мог работать на полставки и посвящать время себе 2–3 дня в неделю. В это же время появилась возможность въехать в освободившуюся в Северодвинске мастерскую. Это тоже поспособствовало тому, что второе начало стало вытеснять первое.
Тенетов: Из хобби живопись стала перерастать в постоянное состояние?
Кабин: Да. А дальше стало мало этих 2–3 дней. Уже пошел конфликт интересов, когда на работе я стал думать о живописи. К счастью, в этом противостоянии победу одержала вторая сторона.
Тенетов: А почему ты решил уехать из Северодвинска? Во многом твоя живопись была связана с этим городом: мрачные пейзажи, монохромная холодная гамма советского города
Кабин: Я человек, который порой принимает авантюрные решения. Но они все-таки на чем-то построены. Это решение было обосновано тем, что был необходим новый вызов. Я понимал, что становлюсь художником маленького северного города. Я думаю, что всегда надо искать что-то новое, а не привязывать себя к одному месту. Благо художника в том, что у него есть определенная степень свободы в творчестве. Хотя я до сих пор продолжаю писать Северодвинск.
Тенетов: То есть Северодвинск никуда не ушел, но к нему прибавился пласт всего остального?
Кабин: Северодвинск не ушел, он перешел на иной уровень некоего «города вне города». Даже интересно создавать картины по ощущениям, находясь вне города. Вообще, суть моего творчества основана не на реальности, а на эффектах памяти. Это не мимолетное первое впечатление, а выдержанное отношение. Что касается Ярославля, это красивый город с сохранённой потрясающей архитектурой, но я его пока не чувствую на том уровне, на котором создаются картины.

Тенетов: Глядя на работы, которые ты писал после приезда в Ярославскую губернию, создается впечатление, что ты не только свои переживания затрагиваешь, но и глобальные цивилизационные!
Кабин: Это несколько другая история, эта серия более глубокая. Это мой поиск. Картина, созданная для продажи, сильно отличается от картины, созданной для себя.
Тенетов: У тебя нет такого «Кабин музейный» и «Кабин на продажу»?
Кабин: Есть, но зачастую эта градация нивелируется. Моя супруга Ольга, мой главный критик, она смотрит со стороны на мое творчество, дает определенный вектор. Я очень к ней прислушиваюсь.
Тенетов: У тебя была яркая и заявившая о себе серия работ «Война!». С этого периода ты стал работать сериями. Одним высказыванием мысль не ограничивается, ты ее пытаешься закончить полностью. Это продолжается в творчестве?
Кабин: Безусловно. Кто-то может высказаться одной работой, я — серией. Это индивидуально. Темы и мысли, которые я пытаюсь закладывать в картины, требуют от меня более развернутого ответа.
Тенетов: Какие темы сейчас тебя беспокоят? Над чем ты сейчас работаешь?
Кабин: Русский художник постоянно находится в рефлексии. Тот срез времени, в котором находится художник, оказывает на него большое влияние. Это повлияло и на меня. Я пытаюсь быть таким художником, который внутренне отражает именно то состояние человека, находящегося под определенным прессом информационного потока.
Тенетов: То есть ты из тех художников, что реагируют на сегодняшние дни. Ты стараешься быть актуальным художником не по форме, по реакции? Или ты рассуждаешь на вечные темы?
Кабин: Все темы вечны. Худож- ник — часть исторического пласта, часть общего процесса. По работам художника всегда можно составить впечатление о периоде, когда они создавались. Одна из миссий художника — быть летописцем своего времени. Я пытаюсь охватывать тот срез времени, в котором нахожусь. Это мое личностное восприятие, к которому я пришел.
Тенетов: Как влияют медиа на современного художника? Это плохо или хорошо?
Кабин: Это естественные процессы на самом деле. Я считаю, что мы сами не понимаем, что находимся под влиянием всего этого. Цифровая эпоха, время интернета — всё это проходит через нас. Волей-неволей мы пронизаны этими достижениями науки. Это глупо отрицать, тем более, когда большая часть населения живет в городской среде. Это я живу в деревне, и то спутниковая тарелка есть (смеются).
Что касается творчества, то это реализуется на уровне восприятия и подсознания. Художник видит то, что глаз обычного человека не заметит, и дальше воплощает.
Тенетов: Это да, не случайно говорят, что талантливый художник — Богом меченый, потому что функция наблюдения за жизнью людей и за людьми — божественная функция. За людьми может полноценно наблюдать только Бог, ну и художник немного (смеются).
Кабин: Тут мало подглядеть, нужно еще и создать продукт этого подглядывания. Это должно быть то, что искусством можно было бы назвать. В искусстве форма уходит на второй план, а на первый выходит идея и та мысль, которую художник несет.
Тенетов: Как говорят наши классики современного искусства: «Сейчас уже не важно быть мастером, важно выдать идею. А вот как она будет воплощена — уже вторично».
Кабин: Надо рассматривать это в таком разрезе, что есть мастерство, а есть та идея, которая закладывается. Я сторонник гармонии между этими сторонами. Когда не хватает того и другого, то, я считаю, художник не дотянул.
Тенетов: Кто тебе сейчас интересен? За кем ты наблюдаешь?
Кабин: Сейчас для меня ориентиром является Ансельм Кифер. Создает потрясающие вещи. Даже специально выбирался из деревни, в Питер ездил на выставку в Эрмитаж.
Тенетов: И каково это увидеть живьем?
Кабин: Потрясающие работы! Хотя многие говорят, что он уже не тот. Во многом это связано было с тем, что та выставка была посвящена годовщине революции и русскому поэту Велимиру Хлебникову, но большинство не увидели русской самобытности в его работах, хотя была отсылка к русскому пейзажу, сравнивали даже с Левитаном. Русского пейзажа я не увидел тоже, но увидел его германскую мощь. Если говорить о других художниках, то творчество Адриана Гение очень интересно. У него есть вещи, которые позволяют развиваться искусству, не выходя из формата холста и масла.
Тенетов: Я посмотрел книгу о Кифере у тебя в мастерской. Она вся в пальцах твоих от краски. Это показатель любимого художника (смеются). Видно, что он работает с историческими пластами: Холокост, германский нацизм.
Кабин: Для меня важна составляющая «художник-мыслитель». Недостаточно передать какой-то визуальный образ, нужно заложить в него мысль. А ради чего я создавал? Почему такая палитра? Постоянные вопросы, которые задаешь себе.
Тенетов: Как тебе мысль о том, что в какой-то момент художника могут покинуть вдохновение и талант?
Кабин: Такое может произойти. Талант необходимо подпитывать, иначе он как огонь без дров. Это потенциал, отправная точка, а дальше труд, развитие, искушения, поиск. Художник, помимо того что находится в постоянном поиске, находится в конфликте понимания. Вроде нащупал то, что хорошо, идешь дальше, выставляешь работу, и порой возникает непонимание, было же раньше хорошо, зачем усложнять или упрощать? Художник принадлежит к той категории, которая находится в постоянном развитии. Этот процесс идет от картины к картине.
Тенетов: Совершенство подразумевает процент неудовлетворения.
Кабин: Конечно. На прошлые работы я смотрю и вижу провалы по рисунку, ошибки в композиции. Но я смотрю на эти работы и вижу свой потенциал, понимаю, что в них что-то есть. Они мне дороги, ведь благодаря им я развивался как художник. Чувствуется, конечно, что это уровень начинающего художника, но на то оно и раннее творчество.
Тенетов: Завершающий, самый банальный вопрос: какие ваши творческие планы, Александр?
Кабин: Сейчас стоит задача подготовить выставку хорошую, над которой очень долго работаю, периодически откладываю из-за сторонних факторов.