Лицо с обложки Горан Брегович
Второе пришествие

подготовил — евгений тенетов

фото предоставлены pr-службой горана бреговича


Когда пять лет назад великий балканский композитор Горан Брегович приехал в Архангельск со своим «свадебно-похоронным» оркестром, в это верилось с трудом, и наше интервью, и сам концерт казались галлюцинацией или в лучшем случае сном. Но в этом году он приезжает снова, и это уже точно не шутка.

Поморская филармония — организатор «Пасхального фестиваля», хедлайнером которого и стал Брегович, — обещает, что это будет грандиозно!

 

Рок-звезда Балканских гор

 

Сам себя Брегович считает югославом, хотя национальности такой, конечно, нет. Это наш эквивалент понятия «советский человек». Югославия по структуре была очень похожа на СССР, такой же «союз нерушимый республик свободных», только вместо Ленина у них Тито, а вместо Москвы Белград. Но в сущности судьба не оставила Бреговичу выбора, он родился в 1950 году в Югославии в Сараево, отец его — католик хорват, мать — православная сербка, а жена — боснийская мусульманка, при смешении получается, что он югослав.

С детства маленький Горан увлекался музыкой и был отдан в музыкальную школу на скрипку, но скоро был из нее исключен «за полное отсутствие таланта». Однако не отступился — выпросил у матери гитару и поступил в школу искусств. Но строгий отец-полковник быстро забрал его оттуда, посчитав, что там рассадник гомосексуализма. Дальше, в обмен на разрешение носить длинные волосы, родители его отдали в автомобильную школу, где он и сколотил свою первую рок-группу. Всё бы ничего, но после того как Горан разбил школьный «Мерседес», его исключили и оттуда. Потом была элитная гимназия и группа «Бестии». Дальше была довольно популярная в среде югославских хиппи группа «Кодекси», где Горан играл на басу. Это было время обожествления «тлетворного влияния Запада» в лице „Led Zeppelin“ и „Black Sabbath“.

В перерывах между поездками в Италию и концертами в ресторанах Брегович изучал философию и социологию, но рок остается главным интересом, и в 1974 году он основывает группу „Bijelo Dugme“ («Белая Пуговица») сделавшую его рок-звездой № 1 в Югославии.

 

Про свой ранний успех он так вспоминал в интервью нашему журналу: «Мне повезло в жизни: в 23 года я уже зарабатывал больше, чем мне было нужно. Я был рок-звездой. Мне никогда не приходилось думать о деньгах. У меня было всё, что можно захотеть. Но началась война, и я разом потерял всё своё состояние за один день. Знаете, когда вам царапают машину гвоздем — это ведь не очень приятно, а я потерял всё: машины, яхты, все банковские вклады, дом… Тогда я понял, что я свободен по-настоящему. Я понял, что на самом деле мне ничего этого не нужно. Когда я жил в Париже как беженец, у меня не было ничего материального, по чему бы я мог скучать. Только фотографии родных и звонки друзей…»

 

Эпоха Кустурицы

 

Еще в начале 80-х Брегович познакомился с лохматым парнем, игравшим на басу в одной из рок-групп Белграда, парня звали Эмир Кустурица, он тогда еще и не помышлял о кино. Оно их накрыло чуть позже, в 1988 году, когда Кустурица снял свой шедевр «Время цыган», а Брегович написал к нему всю музыку. Фильм получил пальмовую ветвь в Каннах, а тандем отправился в США снимать новый фильм «Аризонская мечта» с Джонни Деппом в главной роли. Для Бреговича это был звездный час, тогда он записал музыку к фильму и главный свой хит с Игги Попом на вокале „In The Death Car“. От этой привязчивой песни он не может избавиться до сих пор (как, собственно, и Игги Поп). В 1995 году Кустурица снимает «Андерграунд» — эпохальное полотно о балканской войне, а Брегович опять пишет музыку, и снова в десятку. Но на этом их тандем распадается ко всеобщему разочарованию. С тех пор они больше не работали вместе, что там между ними пробежало, черная кошка или белый кот, неизвестно. А может, оно и к лучшему.

 

 

Свадьбы и похороны

 

Все 90-е Брегович активно пишет музыку для кино. Важной была работа для фильма Патриса Шеро «Королева Марго». Кстати, фильм получил две награды на Каннском кинофестивале. Потом были два фильма грузинки Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» с Пьером Ришаром и «Лето, или 27 потерянных поцелуев».

С начала 2000-х Брегович выступает по всему миру с концертами вместе со своим Wedding and Funeral Orchestra, во время которых исполняется и музыка к фильмам. А на пластинках его песни исполняли: Сезария Эвора, Джонни Депп, Скотт Уолкер, Игги Поп, турецкая певица Сезен Аксу, польская Кайя и группа Gipsy Kings в полном составе.

В 2017 году Горан Брегович презентовал в Париже новый проект «Три письма из Сараево». Вообще, тема гражданской войны и распада Югославии — это вечно больная для него тема. В своем интервью нашему журналу пять лет назад он сказал:

«Я расскажу Вам одну поучительную историю из прошлого моей страны. Моё поколение было воспитано на одной патриотической фразе времен Второй мировой войны: есть хрестоматийная фотография югославского парня на мотоцикле, он держит югославский флаг, на котором написано: «Лучше в могилу, чем рабство! Лучше война, чем пакт!».

Имелся в виду пакт о ненападении, который подписали в 1941 году Гитлер и король Югославии. На улицы вышли протестующие люди. А на следующий день фашисты устроили бомбардировку Белграда. Погибли около двух миллионов человек. В общем, эта фраза, побудившая народ к протесту, стала символом сопротивления фашизму. А несколько лет назад открыли архивы британской разведки, и стало известно, что это фразу придумали и вбросили английские разведчики. Она обесценилась. Вот так. Получается, мы ничего не знаем, ровным счетом ничего. И когда мы узнаем правду, будет слишком поздно. Мы может симпатизировать той или иной стороне конфликта, но на самом деле истинное положение дел нам неизвестно».

Горан Брегович не интересуется политикой, больше всего в жизни он интересуется культурой цыган. А на все упреки в том, что цыгане — профессиональные воры, отвечает так: «Поверьте, ни один цыган за 1000 лет не сможет, даже при всём желании, украсть столько, сколько украдут за пять минут политики, чиновники и банкиры!» +

4 мая в 16.00 в библиотеке им. Добролюбова — лекция «Cлавянская Terra Incognita» специально для зрителей концерта Горана Бреговича и всех интересующихся культурой и историей Балкан.

 

5 мая в 19.00 в театре драмы имени м.в. ломоносова — концерт горана бреговича и wedding and funeral orchestra.