История

Железный флаг и деревянный самолет

Автор — Ирина Скалина

Фото предоставлены автором


Я несколько раз была на острове Алджере. Там находится так называемый Лагерь Циглера — база американо-норвежской полярной экспедиции под руководством Эвлина Болдуина. Великолепно снаряженная экспедиция, чьим спонсором был американский миллионер Уильям Циглер, планировала покорить Северный полюс.

Однако штурм полюса не состоялся: американские и норвежские участники переругались между собой. И никаких особых открытий экспедиция Болдуина не совершила, но ее базами и продовольственными депо, которых полярники сделали несколько, потом пользовались многие другие экспедиции, видимо, поминая добрым словом Циглера.

А в настоящее время полуразрушенному зимовью на острове Алджере угрожает изменение климата в Арктике, что делает его еще более известным, правда, в узких кругах. Прежде почти всегда замерзшее море подмывает песчаный берег, и Лагерю Циглера осталось существовать считанные годы, если его не перенесут и не воссоздадут в безопасном месте. Такие планы есть.

К чему все это? Меня во время моих посещений острова Алджера так беспокоила судьба этой базы, что я не задумывалась о каких-то других артефактах. Между тем, я всегда честно доходила до гурия — горки из камней, из которой до сих торчит остаток — и это сразу понятно — древка флага. И я знала, что флаг был советский. Но подумаешь, какой-то флаг по сравнению с глобальным потеплением. А флаг-то далеко не простой…

Флаг был покрашен красной краской, он сделан из кровельного железа, довольно толстого, и установлен на металлическом древке — трубе. Он держался на трех металлических кольцах, и в нем были сделаны серп, молот и звезда — не краской нанесены, а сделаны отверстия.

Застолбить территорию

 

Нет, не золотой, конечно, но железный. «Это был первый советский флаг на Земле Франца-Иосифа, установленный на острове Алджере в 1930 году. Флаг был покрашен красной краской, он сделан из кровельного железа, довольно толстого, и установлен на металлическом древке — трубе. Он держался на трех металлических кольцах, и на нем были сделаны серп, молот и звезда — не краской нанесены, а сделаны отверстия, чтобы было хорошо видно», — начальник отдела сохранения историко-культурного наследия нацпарка «Русская Арктика» Евгений Ермолов сам лично этот флаг и нашел, причем одну часть в 2017 году, а вторую — в 2018-м.

«В 2017 году, когда мы работали на острове Алджере, на раскопе в самом зимовье лагеря Болдуина я нашел какой-то кусок железа непонятной формы, и мне пришло в голову, что это может быть тот самый флаг, потому что угадывались контуры серпа, молота и звезды, — когда Евгений об этом рассказывал, я думала — что ж я на какие-то банки там смотрела и на зерна кофе! — В 2018 году, когда мы приехали второй раз и еще ставили лагерь, я решил вдруг бежать искать вторую половину флага: и она лежала ровно у гурия!»

Флаг установила экспедиция первой советской полярной станции «Бухта Тихая», которая в 1929 году была основана на острове Гукера. «Пока строили городок полярной станции — радиостанцию и другие здания, — пароход «Георгий Седов» прошелся по островам архипелага, по знаковым местам. Остров Алджер, можно сказать, был одной из столиц архипелага. И там было важно поставить советский флаг, причем из металла, чтобы был долговечным, ткань бы ветрами истрепалась и пришла в негодность, а этот несколько лет, по крайней мере, показывал бы принадлежность Советскому Союзу».

 

Флаг был изготовлен из толстого кровельного железа

 

На флаге, кроме звезды, серпа и молота, есть отверстия от пуль. «В 1930 году на Землю Франца-Иосифа приходила норвежская промысловая экспедиция, они сфотографировали этот флаг. Мне кажется, — сказал Евгений, — что пулевые отверстия, которые на флаге есть, — это от них. Вряд ли бы советские граждане стреляли в флаг, думаю, это норвежцы как раз от горечи, что не они стали хозяевами Земли Франца-Иосифа». Флаг планируется отреставрировать и показывать на выставках.

Первый самолет

На самом северном острове Земли Франца-Иосифа, России и Евразии — острове Рудольфа — тоже кто только не побывал. Удивительно, но открыть его умудрились первооткрыватели ЗФИ Юлиус Пайер и Карл Вайпрехт и назвали в честь австрийского кронпринца. Остров Рудольфа был точкой старта для экспедиций на Северный полюс: и герцога Абруццкого, и Энтони Фиалы, а Седов, наверно, оттуда бы пошел, если бы больше повезло, но он навеки остался где-то в его окрестностях.

Поэтому неудивительно, что базой для первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1» тоже выбрали остров Рудольфа. Там, где останавливались экспедиции — в бухте Теплиц — высаживаться сложно, я на нее посмотрела только с борта судна, морально готовясь нахлебаться холодной воды. Но меня не выпустили. На Рудольфа удалось мне высадиться только на мысе Флигели, который зато самая что ни на есть северная точка Евразии.

Перкаль (плотная ткань, которая в первой половине ХХ века применялась для изготовления обшивки крыльев, фюзеляжа, элементов оперения и иных поверхностей самолетов) от самого первого самолета, который долетел на ЗФИ и сел, на острове Рудольфа валялась с 1937 года. Вообще, над архипелагом первым пролетел Ян Нагурский — тот самый первый арктический летчик, но он на ЗФИ не приземлялся. Первым был самолет Василия Махоткина. Я вообще не представляю, как машины из дерева в Арктике летали. И погода 80–100 лет назад там была гораздо жестче.

Сейчас на этом месте остались лишь развалины
Самолет арк-5
Уникальная звезда довоенного образца

 

«Это была воздушная экспедиция Москва — Земля Франца-Иосифа весной 1936 года, первый полет воздушного судна на ЗФИ, ничего подобного до этого не было, — Евгений Ермолов показывает фрагменты серебристой перкали, которая выглядит как арт-объект. Но эта штука защищала — ха! — корпус самолета. — На острове Рудольфа были найдены остатки самолета Василия Махоткина, который в 1936 году прилетел на остров Рудольфа, в 1937 году уже другой пилот на нем летал, и в сентябре 1937 года он там потерпел аварию и разбился».

Официально: от самолета Арк-5 остались фрагменты перкаля и хвостовое оперение. «Самолет, к сожалению, находился в ручье, и его размыло, деревянные фрагмен­ты фюзеляжа и крыльев лежат, но они практически бесформенные. Сохранились два руля высоты — хвостового оперения, они большие, ажурная красивая деревянная конструкция. А фрагментов перкаля довольно много, в основном либо зеленые, либо серебристые: зацепились за камни и 80 с лишним лет лежат».

По словам Евгения, несмотря на то что от самолета уцелело немногое, это будет важный экспонат, потому что у него интересная история. Два самолета Арк‑5, переделанные под арктические условия из самолетов-разведчиков Р-5, пилотируемые Василием Махоткиным и Михаилом Водопьяновым, были отправлены на архипелаг для поиска площадки под обустройство базы и аэродрома для дрейфующей станции «Северный полюс-1». «Они летели из Москвы в Архангельск, потом в Нарьян-Мар, пролив Маточкин Шар на Новой Земле, мыс Желания, и должны были прилететь на остров Гукера на Земле Франца-Иосифа и уже искать место, где расположить большую экспедицию. Это была сумасшедшая история, куча приключений, они добирались больше месяца».

Несмотря на то что от самолета уцелело немногое, это будет важный экспонат, потому что у него интересная история.

При перелете с Новой Земли на остров Гукера в тумане самолет Водопьянова потерялся, Махоткин вернулся обратно на мыс Желания, дождался хорошей погоды и успешно долетел до острова Гукера. «Спустя какое-то время Водопьянов прилетает на остров Гукера. Оказалось, что он в тумане увидел дырку, нырнул в нее, увидел остров, сел на него и несколько дней жил на необитаемом острове на леднике непонятно где, — рассказывает историк. — И он прилетел на остров Гукера, где на посадке у него выключился двигатель, потому что топливо закончилось — чудом, в общем».

После решения, что база для станции «Северный полюс-1» будет на острове Рудольфа, самолеты вылетели в Москву, но при взлете из двигателя самолета Водопьянова пошел дым. «Обе машины сели, при этом самолет Махоткина перевернулся. И у них получилось два сломанных самолета — у одного сломан фюзеляж, у другого двигатель, они решили из двух собрать один, на котором Водопьянов улетел в Москву».

Летом 1936 года на архипелаг завезли детали, Махоткин отремонтировал самолет, который перевезли на остров Рудольфа.

«Потребуются навыки реставраторов, экспонат достойный, чтобы его показывать, тем более что мы знаем легенду этого самолета. Интересна также звезда довоенного образца, потому что во время Великой Отечественной войны звезды были просто красные с белой или серебристой окантовкой. А здесь звезда с черной окантовкой и внутрь вписан круг, какой звезда была в 1920-30-х гг.»