Искусство

Искусство — это сыпь

Кирилл Старицын,
дизайнер

Вспомните, какое произведение искусства в последний месяц у вас вызвало наиболее сильные чувства.

Сегодня — «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова. Мир рушится, а мы пьём чаёк. Картина-офорт Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Кино — документалка «В поисках сахарного человека»  и «Французский вестник» Уэса Андерсона.

Какой местный архангельский художник особенно близок вам сейчас по мироощущению?

Архангельских знаю не очень хорошо в плане новых работ. А вообще, нравится Оксана Афанасьева (одно из открытий «Винзавода» в этом году), если на уровне настроений, и Рашид Махмудович Сагадеев как пример человеческих качеств.

Помните ли вы свое первое детское впечатление от искусства?

Детское впечатление — «хрень какая-то, но стоит срисовать». Скорее всего, это были гравюры Гюстава Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Франсуа Рабле. Бабушка была заведующей соломбальской библиотекой, и книг дома было много. Читал всё подряд, много срисовывал.

Произведение искусства, которое вы мечтаете увидеть в оригинале.

В оригинале — Хокусая или что-то Дюрера. Он мне как родной! А ещё «Портрет четы Арнольфини» и «Будет в кишлаке керосин».

Искусство и повседневность — совместимые понятия?

Количество искусства в повседневности — в глазах смотрящего. Тут на меня сильно повлиял Дуилио Форте на Isalone (сам того не подозревая), а я влияю на студентов и других людей, имеющих неосторожность вступить со мной в диалог.

Как вы открылись искусству? 
Что вам помогло его впустить в вашу жизнь?

Я не очень-то ему и открылся, мне всю дорогу кажется, что я тут случайно. Просто отрастить множество ­способов увидеть определённую гармонию в любом бардаке позволяет хоть как-то поддерживать психическое равновесие, не снижая при этом умственной активности, которая нет-нет да и проведёт причинно-следственные связи за пределами выданных при рождении шор.

Что для вас является точкой входа в постижении искусства?

Точек много. Это сыпь. Она причём в пространстве и во времени. Люблю всё, что не получится игнорировать. Не вру лет пять. Это как ЛСД (наверно). Сразу столько точек! Вообще, люблю чувствовать себя идиотом, не втыкая во что-то новое. Понимаю, что, разобравшись, расширю свои возможности восприятия и при тех же вводных — больше кайфа! Прокачивайте свои вкусовые рецепторы восприятия и начните уже задавать вопросы об очевидном.

Любите, готовы ли вы воспринимать современное искусство?

Час назад закончил встречу со студентами про современное искусство. Я восхищаюсь мастерством классической школы, а современное искусство просто накрыло меня не спрашивая. Точнее, больше похоже на реку, красивую, опасную, непредсказуемую. А ты в маленькой лодке, как Джонни Депп в «Мертвеце» Джима Джармуша — ни жив ни мёртв. И реке всё равно — куда тебе надо, но на берегу, по тропинке с указателями — скучно и некрасиво. А ещё, завидовать будешь тому, кто в лодке…

Какие три явления искусства, по-вашему, отражают Север и Архангельск?

Уличные театры, Тайбола и большая тишина северного моря. Странный набор, и ничего не понятно, наверно. Обидно за недооцененные росписи, малые архитектурные формы. Птицу счастья с мещерским конём оставил бы отдохнуть на какое то время.

Какие чувства в вас пробуждает искусство? 
Вдохновляет ли на что-то?

Какие чувства? По-разному. Иногда думаешь: «Этот альбом должен был записать я!» А следующая мысль: «Зато я живой!..» А Родригес показал, что всё проще (отсылка к документалке «В поисках сахарного человека»). Иногда просто радуюсь. В субботу, услышав один кавер, долго с удовольствием мучился, вспоминая, что за вещь, и понимая, что хочу это настроение до конца дня! Оказалось — Джейн Би и Генсбура. И так кайфово, и зависти нет, так как им непросто тоже пришлось (Биркин и Генсбуру). И осталась история… +