Интервью

Ангелина Новикова «Воспитание держится на поступке»

Учитель русского языка и литературы школы «ксения»,
педагог уже более 30 лет

Как повлиял на ваши отношения в семье период пандемии?

Отношения остались прежними: внучка училась во втором классе, так что готовились вместе, иногда во время моих уроков работали за одним столом, даже гимнастикой занимались дистанционно. На прогулки всей семьёй выезжали на дачу — устраивали фигурное катание на валенках по замёрзшему озеру. Изоляция подтвердила одно: мы с мужем счастливые, потому что наши сыновья — надежные люди.


Получается ли у вас одновременно работать и воспитывать детей так, как вам бы этого хотелось? есть ли у вас личные лайфхаки работающего родителя?

Работать и воспитывать получается. Профессия у меня такая — учитель. Очень люблю своё дело. Лайфхаки: привлекать к работе детей (проверять тетрадки, искать видеоуроки), поручать им домашние обязанности (готовить завтрак, мыть посуду и т. д.). Для меня воспитание держится на поступке.


Ваша любимая игра (занятие) с детьми?

Люблю сумерничать: рассказывать истории, начиная с вечера и заканчивая глубокой ночью, или читать вместе с детьми.


Любимое место в Архангельске для прогулок с детьми?

Набережная.


Есть ли у вас «правила дома»? Назовите три основных.

1) Наша семья — это люди и звери (кошки, собаки, которые живут с нами);

2) ежедневный звонок бабушкам и дедушкам;

3) у нас есть малая родина — деревня, где начало всего (это основа).


Что вы делаете, когда чувствуете себя на нуле? Как восполняете энергию?

 Я иду к природе или читаю. Помогает и грязный труд (мыть, чистить, скоблить) в одиночестве.


Насколько сильно изменился ваш образ жизни с появлением детей?

Во многом появилась осмысленность. Жить стало трудней, но радостней.


Какие качества и навыки, по-вашему, важно воспитывать в современных детях?

Открытость, искренность, трудолюбие. Коллектив школы, где я работаю, понимает, что воспитание требует духовных затрат. Школа не место удовлетворения потребительского запроса, а, скорее, реставрационная мастерская. Мы хотим, чтобы ребёнок почувствовал свободу выбора и желание учиться. И важно, чтобы это желание исходило от самого ребёнка. В нашей школе, например, этому способствует небольшая наполняемость классов, которая помогает выстроить искренние отношения с каждым учеником. Для нас важно, чтобы «Ксения» стала местом совместного творчества для ребят, учителей и родителей.


Есть что-то, что вас стало сильно раздражать в обществе после рождения ребенка? То, чего раньше вы не замечали?

Раздражали неустроенные дворы, ужасные дороги, равнодушие людей. Сейчас кое-что изменилось: мои внуки уже могут проводить время на благоустроенных детских площадках, появились зеленые зоны, но меньше стало спортивных площадок, исчезли дворы, в которых жильцы сами устраивают для ребятишек игровые зоны.


Есть книги, аккаунты в социальных сетях, которые стали вашими помощниками в воспитании детей?

М. Парр «Вафельное сердце», Я. Грабовский «Муха с капризами», В. Осеева «Динка» и т.д. Самая главная — Ф. Абрамова «Пряслины». Интернет-издание «Мел».


О чем вы мечтаете?

Мечтаю, чтобы мои внуки стали хорошими людьми, чтобы были не дистанционные, а настоящие школы, как наша «Ксения», с человеческим именем.