Городская среда

Закодированный город

автор — виктор тяпков, студия 42design

Итак, дизайн-код принят. Давайте поглядим на этот приятно сверстанный 139-страничный документ. Есть внутренняя логика, словарь, понятные схемы. Запутаться в таком документе можно, если читать наискосок. Если же читать внимательно, то все встанет на свои места. Думаю, что руководителям рекламных агентств, менеджерам и дизайнерам, постоянно проектирующим наружную рекламу, надо скорее ознакомиться.

Во-первых, обратите внимание на пятую страницу с картой Архангельска (кстати, карта векторная). Городские пространства разбиты на три категории. К первой категории ценной застройки отнесена Чумбаровка и обе набережные (от моста до моста и Соломбала). Кроме того, все исторические здания относятся к первой категории. Все остальные улицы — вторая категория, в том числе внутри дворов. Третья категория — шоссе, Объездная, Ленинградский и еще несколько улиц с плотным транспортным потоком и отсутствием пешеходов. Мне кажется, еще можно было к третьей категории отнести часть Московского от Павла Усова до жилых домов шестого микрорайона.

Эти категории пригодятся нам дальше, они будут влиять на правила (первая категория — самые строгие правила). Вполне логично. Также разные инструкции прописаны для разных типов зданий.

В общих правилах (стр. 8–12) прописаны очевидные вещи. Повредили фасад при монтаже? Надо ремонтировать. Буквы покрылись многовековой пылью? Надо помыть. Закрыл лепнину и мозаику? Придётся снять и разместить в другом месте. Телефоны и перечень услуг размещать нельзя. И, ура, наконец-то нельзя полностью заклеивать окна и витрины, использовать заборы и растягивать на полдома баннер (баннер вообще нельзя).

Общие правила для вывесок (стр. 13–23) тоже прекрасны. Режим работы может быть только на табличке и панель-кронштейне (без телефона, номера офиса и этажа!). Совсем нельзя ни в каком виде размещать списки и прочую лишнюю информацию. Например, если в салоне красоты есть спа, солярий, парикмахерская и маникюрный салон, то этого перечня не должно быть на фасаде. Можно написать только о салоне красоты. Никаких бегущих строк. Никаких дубляжей на одном фасаде. Например, нельзя пять раз написать, что это булочная. Не буду перечислять все правила, они также понятны и логичны. Цель — уменьшение шума и выявление главного.

Первая категория — самая строгая. Никаких световых коробов и вывесок с подложкой. Только буквы (вывески без подложки). Максимальная высота — 40 см. Причем на втором этаже можно использовать только окна (буквы без подложки). Отдельные правила прописаны для пристроек и ТЦ, они такие же строгие. Цель та же — уменьшение шума и открытие фасада. И это прекрасно! Особенно преобразится Чумбаровка.


Если глухого простенка рядом со входом нет, соответствующая информация наносится на светопрозрачные элементы входной группы (например, с помощью клеящейся пленки) на прозрачном фоне

Если над входом нет места для вывески,
возможно устройство вывески из отдельных букв без подложки в светопрозрачных конструкциях. При этом вывеска должна занимать не более 25 %
площади остекления

Возможна установка над проемами тканевых маркиз в границах занимаемого помещения,
закрывающих не более 25 % площади остекления, и размещение вывески на свесе маркизы


Забудем про крышные конструкции на жилых зданиях (прощай, «Пятерочка» на крыше!)


Правила второй категории коснутся, наверное, большинства торговых точек. Скоро мы забудем про крышные конструкции, размещенные ниже 12 метров (прощай, «Рим» и «Астра»). Более того, забудем про крышные конструкции на жилых зданиях (прощай, «Пятерочка» на крыше!). «Магниту» точно придётся переделать вывеску на Тимме-Гайдара, ведь максимально допустимая высота любой конструкции — 60 см. На втором этаже зданий нельзя ничего, кроме букв высотой 50 сантиметров. И многое-многое другое. Правил много, и, кажется, они охватывают все возможные варианты. Есть лазейка для названий ТЦ — например, вывеска «Титан Арены», скорее всего, останется, потому что наверняка была в архитектурном проекте.

Мне не хватает практического опыта проанализировать третью категорию. Возможно, изменятся вывески на торговых центрах. Возможно, изменятся киоски, например,«Кофелайку» придётся сделать свои вывески меньше. И так далее, и так далее. В конце документа есть целый блок (стр. 115–139) с конкретными примерами существующих вывесок и указаниями, как их следует исправить. Например, «Первой студии» придётся снять баннер (достаточно скромный) с фасада и сделать буквы без подложки над окнами первого этажа.

В документе есть, как мне кажется, несколько недостатков.

Во-первых, не прописаны инструкции про исторические вывески. Точно прописано, что она может быть вертикальной. Что будет с горизонтальной — не указано. Скорее всего, авторы документа даже подумать не могли, что эти инструкции должны регламентировать исторические вывески, т. е. никто их трогать даже не собирается.

Во-вторых, навигация по блоку внутри документа. В колонтитуле не прописан подраздел, поэтому иногда путаешься и не понимаешь, про какой тип здания сейчас читаешь.


Кажется сомнительным решением делать такие адресные таблички. Они симпатичны сами по себе. Но точно будут чужеродны вне Чумбаровки


В-третьих, рекомендации по шрифтам. Как в рекомендованных бесплатных шрифтах оказалась Helvetica (Гельветика) — загадка. Правами на Гельветику обладает «Линотайп». В России Гельветику можно купить у «Паратайпа», т. е. если вы скачали где-то Гелветику бесплатно и используете ее, то точно нарушаете авторское право и рискуете рано или поздно оказаться в неприятной ситуации ответчика по иску. Почему студия, которая так беспокоится о собственных правах, рекомендует нарушать права других — непонятно.

Также не очень ясно, зачем авторы рекомендуют использовать Arial. Да, он доступен и есть у каждого, но у него совершенно точно плохая кириллица. И, наконец, мне кажется неэтично рекомендовать в таком документе собственные коммерческие шрифты ALS Span и ALS Wagon (они сделаны студией Лебедева). В России есть много других прекрасных словолитен и дизайнеров.

И, в-четвертых, мне кажется сомнительным решением делать такие адресные таблички (стр. 111–114). Они симпатичны сами по себе. Но точно будут чужеродны вне Чумбаровки.

Итого: документ хорош. После его внедрения Архангельск преобразится в лучшую сторону. Сочувствую малым предпринимателям, им придётся много переделывать. Надеюсь, что документ будет внедряться жестко по отношению к крупному бизнесу, а малым и средним предпринимателям дадут возможность привести в порядок фасады в комфортном режиме.


Михаил Трещёв
главный художник архангельска

Наконец-то завершилась работа по созданию дизайн-кода Архангельска. Долгое составление технического задания, открытый конкурс на разработку и, наконец, сама работа над кодом совместно с исполнителем — Студией Артемия Лебедева. Теперь документ готов и утвержден постановлением администрации.


Дизайн-код призван поменять визуальный облик городской среды в части размещения вывесок и рекламы на фасадах. Здания страдают от хаотичного размещения этих конструкций. Портится их архитектура, появляется так называемый «визуальный мусор».
Дизайн-код задаёт ряд правил, следуя которым, мы можем значительно улучшить городскую среду.


Уже сегодня все новые вывески согласовываются городской администрацией с учетом новых принципов размещения. Но как же быть с вывесками, которые установлены давно и не соответствуют сегодняшним нормам? Для решения этой задачи город планирует активную работу с собственниками зданий и управляющими компаниями, точечную работу с наиболее проблемными объектами, а также внесение изменений в областной закон об административных правонарушениях в части установления ответственности в виде штрафа для лиц, чьи вывески не отвечают требованиям дизайн-кода. После внесения таких изменений появится возможность привлекать к ответственности предпринимателей, чьи вывески не согласованы и не соответствуют коду. Городские власти планируют выйти с инициативой о внесении изменений в областной закон уже в сентябре — ­октябре этого года.