Городская среда

Стиль Баракко

Автор текста и фото Дмитрий Мацегора
О том, что у двухэтажной жилой «деревяшки» 1952 года рождения в финале её существования на краткое время откроется потенциал выставочного пространства, не подозревал никто: ни те, кто её когда-то строил, ни те, кто прожил в ней все эти семь с четвертью десятков лет. Но…

Отказавшись от разящих (в большинстве своём) унылым конформизмом выставочных площадок, молодые художники сделали шершавое пространство чердака главным участником действия. Увы или к счастью, но двухэтажные многоквартирные «деревяшки» становятся уходящей натурой. Их впалые, облезлые бока возмущают, они источают миазмы и, вообще, трущобы портят среднему обывателю настроение — «Мешаешь отдыхать, христопродавец», — как говаривал поп-расстрига в «Неуловимых».*

Простота и коммунальная демократичность пролетарской «двухэтажной России» потихоньку остаются лишь в воспоминаниях стариков да на опечалившихся осенней желтизной чёрно-белых снимках. Насыщенный фон непроходимых сорняков, покосившиеся, но так и не сговорившиеся рухнуть сараи — вот романтика уходящего быта, где двор в центре города выглядит как самый запущенный край давно павшей цивилизации.

Именно здесь, от стен крашеной золотистой охрой деревяшки, исходит удивительное остаточное тепло, накопленное расселенным домом за все его активные годы.

И тепло это люди искусства трансформировали в энергию, потратив ее на создание композиций, фоном и пристанищем для которых послужил типовой объект, из тех, что давно обобщили презрительным «барак».

Пастве, избалованной теплым светом и холодной сервильностью столичных музеев, наверно нелегко будет смириться с отсутствием у пространства элементарных удобств, начиная кафЭтерием, заканчивая неимением электричества в принципе.

Так же может показаться удивительным отсутствие торжественного открытия выставки, с обязательным ритуалом жеманного самолюбования автора.

Выставка начинается задолго до чердака, ещё на лестнице на второй этаж, где элементы экспозиции отчасти иронично пародируют оформительские и декоративные пристрастия типичных жильцов этих домов.

Главной и самой ценной подсветкой экспозиции является естественный дневной свет.

Именно он, пронизывая цветные стеклышки, игриво вставленные в шиферные прорехи, ложится на композиции из старого кирпича, объемный образ, созданный из кучи тряпья, на месседжи («Мы устали!») на печных трубах, на тазы и ведра, безупречно собранные в своеобразный натюрморт.

Продуманность композиции ощущается в любом объекте выставки. Приятнее всего это осознать в процессе фотосъемки, когда любой элемент и деталь метко собираются в фотокартину, безупречным фоном в которой продолжают оставаться потемневшие от времени деревянные конструкции самого чердачного помещения.

Да и, собственно, призвание современного художника состоит не в том, чтобы детально передавать изображение на носитель в виде холста или картона, а именно в том, чтобы продолжать, как и предшественники, видеть невидимое изможденному марафоном бытовухи взгляду — удивительные сочетания фактур, материалов, объемов, суметь так оформить оконный проем, чтобы луч пыльного света, падающий в глубину пространства, был такой же деталью неподвижного спектакля вещей, что здесь живут своей второй, альтернативной и уже последней жизнью.

Слуховое окно во фронтоне может стать рамой для композиции, а соседнее — дать ощущение иллюминатора, скупо подкармливающего светом убежище деклассированного отшельника, где стол — есть пустующий пирс с одиноко болтающейся мачтой водочной бутылки, а скомканная лежанка рядом — койка испитого матроса, чей деревянный корабль вот-вот канет, сражённый равнодушным щупальцем гидроманипулятора, но сам матрос, густо напитанный бутылочной эйфорией, с мутной ошарашеностью, глядя вверх, узреет в осыпающейся шиферной волне лишь бушующее море…

СТИЛЬ БАРАККО, изображение №25

Возможно, даже непременно, у неподготовленного зрителя возникнет вопрос: Как это все понимать или воспринимать? А может быть даже вопрос-претензия: «Мы, наше поколение, хочет знать, для кого мы жили и боролись, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?»**.

Где следование традициям, ценностям и не возврат ли это к пещерному творчеству дохристианской эпохи?

Современное концептуальное искусство никак не угрожает финансовому капитализму как строю. Банкоматы будут работать, нефть будет выкачиваться, «пещерное» творчество — не есть призыв вернуться в пещеры.

СТИЛЬ БАРАККО, изображение №26

Всё это — контрреакция на избыточный прагматизм эпохи триумфа технологий. Искусство имеет быть право неряшливым и неприлизанным.

Искусство и не обязано быть манифестным, отвязанность искусства от господствующей идеологии не добро и не зло, с этим лишь надо смириться, как с природным явлением.

Прийти в галерею или музей — просто чтобы пробежать её залы на время, по секундомеру, давно не варварство, а лишь отсылка к киноклассике.*

СТИЛЬ БАРАККО, изображение №27

Просмотр окончен. Спускаемся по лестницам.
Сначала по крутой, потом по пологой, широченной…

Нечесанные космы сорняков на заросшей тропинке смахивают чердачную пыль с туфель. Путешествие на край мира закончено. Скоро хрустнет и опадет старый дом, утащив за собой все следы загадочной экспозиции.

СТИЛЬ БАРАККО, изображение №28

Оценивать ли увиденное как искусство или это какая-то другая форма деятельности, можно лишь субъективно. Но, даже если признать, что это — искусство, и оно вдруг вдруг откатилось вниз, к самым своим языческим истокам, есть шанс, что оно, ступень за ступенью, перепройдёт заново тот путь, что проделан за последнее тысячелетие.

А значит, где-то впереди — прекрасный Ренессанс!

Автор текста и фото Дмитрий Мацегора
  • * Фильм «Неуловимые мстители» 1966. Реж. Э. Кеосаян
  • ** «Мы, наше поколение, хочет знать, для кого мы жили и боролись, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание? — цитата из кинофильма «Курьер» (1986) режиссёра Карена Шахназарова.
  • *** Эпизод из худ. фильма «Посторонние» («Bande A Part») 1964 Реж. Ж.Л, Годар.

Опубликовано: 30 августа 2025.

hacklink |
deneme bonusu veren siteler |
gamdom |
deneme bonusu |
90min |
En yakın taksi |
Taksi ücreti hesaplama |
hacklink |
hacklink panel |
deneme bonusu veren siteler |
casinolevant |
casinolevant |
casinolevant |
casinolevant giriş |
casinolevant güncel giriş |
casinolevant |
casinolevant giriş |
casinolevant |
casinolevant giriş |
deneme bonusu veren siteler |
casinolevant |
casinolevant |
şans casino |
şans casino |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
bahis siteleri |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
kralbet giriş |
ligobet giriş |
caddebet giriş |
ikimisli giriş |
deneme bonusu veren siteler |
deneme bonusu veren siteler |
casinolevant |
buharkeyf |
bahis.com giriş |
tipobet |
tipobet giriş |
tipobet giriş |
haberler |
bahis siteleri |
vidobet |
vidobet |