Городская среда

Сергей Старостин: Процесс обезлюдивания Русского Севера еще возможно обратить вспять

Беседовал — Евгений Тенетов фото предоставлены Сергеем Старостиным

В программе пасхального фестиваля, проходящего в рамках фестиваля «Транзит», в Архангельске на 7 мая значится концерт удивительного проекта «душеполезные песни на каждый день», объединивший поклонников аван-джаза, корневого фольклора и классиков питерского рока группу «аукцыон». с одним из основателей проекта, мультиинструменталистом и пропагандистом русского фольклора сергеем старостиным мы поговорили о русском севере.

Сергей Николаевич, на обложке проекта «Душеполезные песни на каждый день», который вы представите в Архангельске на Пасхальном фестивале, изображены два рыбака-помора. Как проект связан с Севером?

Россия раскинулась на огромной территории. Культура страны уникальна, есть своеобразие как на севере, так и на юге, западе и востоке. Везде существует вроде бы русский народ, объединенный общим русским языком и историческими событиями, но с другой стороны, у него есть своя специфика: языковая, культурная и т. д. Поморы на обложке — это наша дань Северу. Почему? Наш проект включает в себя несколько персон. Две из них принадлежат Северной столице: Владимир Волков и Леонид Федоров (участники группы «АукцЫон»), а двое представляют Москву: Андрей Котов (ансамбль «Сирин») и я — Сергей Старостин. Сам процесс объединения нас в один проект был непростой, промыслительный, — каждый занимал свою художественную нишу. Но мы решили создать некий общий продукт, опираясь на жизненный и художественный опыт, который у нас есть. Поморы на обложке появились, потому что у нас есть представители Северной столицы, которым это просто близко, а Волков — просто эстет. Поморская культура ему очень близка. Он и предложил эту фотографию.

Сам проект связан с культурой и общими процессами, в которой он существует. Настоящих поморских песен там и нет. Нет песен архангелогородских. Но это не означает, что у него нет общего с Севером. У меня есть проект, связанный с северными писателями.

Да, как раз хотел спросить про ваш проект с текстами Писахова, Шергина…

Шесть лет назад мы познакомились с актрисой Татьяной Бондаренко, которая родилась на севере Республики Коми. Она с детства впитала удивительный музыкальный северный говор. Потом уехала играть в столичном театре, где её от диалекта отучили. И вдруг история вернулась снова. Когда она начала читать эти тексты — мы встретились. Решили попробовать: она как чтец, я как музыкант.

Оказалось, что это продуктивная история. Свой говор она небанально применила в проекте. У нас более десяти программ с северным сказом. Мы с удовольствием представляем эту историю. Кстати, Каргополь — одно из любимых наших мест, дружим с местным народом. Проводим спектакли в небольших поселках, это одна из наших миссий. Считаем, что надо привлекать как можно больше людей к проблемам Севера. По сохранению территорий, их чистоты, культуры, наследия. Каким-то образом противодействовать разрушению.

Упомянутый вами проект — это авторское творчество. Это в каком-то роде переосмысление, стилизация фольклорного наследия?

Авторских историй всего две. Мы используем фольклорное наследие, да. Подача наша иная. Мы представляем, не живём в этом пространстве. Но это позволяет многим из присутствующих на наших концертах как-то поверить нам и соприкоснуться с этой культурой, заглянуть глубже, чем мы можем показать. У людей открываются миры за нами, а мы — проводники.


СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
СТАРОСТИН

Родился 1 января 1956 года в подмосковном Одинцово. В семь лет поступил в Московскую хоровую капеллу мальчиков. Окончив ее в 15 лет, поступил в консерваторию по классу духовых инструментов. Уже на первом курсе Сергей увлекся сбором музыкального фольклора и с тех пор ездит с экспедициями по России, собирает и восстанавливает народные музыкальные инструменты, песни. В его коллекции есть гусли, жалейки, рожки, варганы и более двух тысяч песен. После окончания Московской консерватории (класс кларнета) в 1981 году, Старостин продолжает карьеру музыканта. С 1987 года Сергей начинает работу на радио, выступая в качестве автора и ведущего программы, посвященной русской традиционной культуре. В 1991 году — режиссер программы «Мировая деревня» на ТВ. Как певец и инструменталист работал с известной норвежской вокалисткой Мэри Бойн и выдающимся армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном (дудук). Мировую известность музыканту принесла работа в составе ансамбля Инны Желанной и участие в записи альбома группы «Альянс» «Сделано в белом». Участвовал также в проектах «Moscow Art Trio» (Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер), «Хуун-Хуур-Ту», «Волков Трио» и других. Выступал на многих отечественных и зарубежных фестивалях. В 2002 году Сергей Старостин был номинирован на премию World Music — 2003, присуждаемую британской радиокомпанией Би-би-си.


Такой подход вы считаете инструментом для сохранения этого наследия?

Это только один из инструментов. Моя задача — обратить внимание. А потом уже человек следует своим оригинальным путем. Какие поступки, движения, выводы, выбор он сделает — зависит от него. Одна моя знакомая была где-то рядом с нашим проектом. Она слушала нас, а потом взяла и выбрала для себя местом жительства село Ошевенское Архангельской области. Это заповедное село, признанное одним из красивейших сел России. Уехала туда жить, преподавать, вышла замуж. Обрела новое счастье. Не замкнулась на своем городе, в котором родилась и была воспитана. Она погрузилась в эту новую для себя жизнь. Вообще, Север для меня дает ответы на очень простые вопросы жизни. Много ли надо, что хочется, где это можно получить? Кто нас увел от этой трудной, но очень красивой жизни? Процесс обезлюдивания Русского Севера еще возможно обратить вспять.

Вам не кажется, что в начале 90-х у русского рока был сильный уклон в сторону фольклора? «Аквариум», «Вежливый отказ», Инна Желанная, «Калинов Мост», «Альянс» и т. д. Но потом это куда-то делось. Дает ли увлечение фольклором корни?

Наверное, это имеет свои результаты. Об этом мало кто знает. Есть «борцы невидимого фольклорного фронта». Повернувшиеся лицом к своему наследию люди. Это всё как раз совпало с этим временем. Тогда появилось общественное объединение — Российский фольклорный союз. Если раньше это были сотни единиц сумасшедших от культуры и желающих этого наследия, то сегодня это десятки тысяч. Например, о группе «Отава Ё» никто бы никогда не узнал, — так, обычный фолк-панк. Но они стали тесно сотрудничать с фольклорными коллективами. Эта тема сработала. Удачное сочетание элементов. Проект «Иван Купала» они бабахнули на электронике с фолковыми вставками.


Настоящая народная музыка не имеет периодов актуальности или неактуальности, если делать это ­­­по-хорошему, по-настоящему.


Расскажите о проекте «Душеполезные песни». Как он создавался, почему именно эти участники объединились? Почему вы называете это не просто альбомом, а именно проектом? Прошло больше десяти лет, а вы всё ещё выступаете с этим материалом.

А почему нам не выступать, если актуальность сохраняется? Это доказывает, что настоящая народная музыка не имеет периодов актуальности или неактуальности, если делать это по-хорошему, по-настоящему, если не идти по пути «развлекухи», представления русской культуры как культуры фриков, что имело место быть в истории. Почему нет? Если брать серьёзные глубокие музыкальные образцы и с некоторой авторской подачей их предлагать слушателю. Мы думали записать второй альбом, но, мне кажется, это не имеет большого смысла. У каждого артиста есть сольные проекты, в которых он реализует себя. А это именно тот проект, где мы решили создать историю из той музыки, которая достаточно редко звучит, используя сильные стороны каждого артиста, усилив их в совместном звучании. Мы сложили отдельные элементы и получили совершенно иной результат. Поначалу эта идея казалась нам сомнительной, но в процессе живого взаимодействия оказалось, что это работает. Поначалу песни Лёни Федорова казались вообще не народными, в контексте идеи проекта оказываются из одной чаши, но, возможно, из разных её слоёв.

В Архангельск приезжаете без Леонида Федорова. Получается, те песни, которые он исполняет, звучать не будут?

Да, без него. Будет народно-духовная история, не менее интересная. с небольшим изменением акцентов. Безусловно, Лёня как харизматичный музыкант привлекает внимание, и масса публики приходит именно на Леонида, но душеполезность от этого не уменьшается. +


«Душеполезные песни на каждый день» — совместный проект руководителя хора «Сирин» Андрея Котова, джазового и этнического музыканта-инструменталиста и вокалиста Сергея Старостина, контрабасиста Владимира Волкова и лидера рок-группы «АукцЫон» Леонида Фёдорова